Во вторник в подмосковном Жуковском откроется Международный авиационно-космический салон МАКС-2005. Несколько часов стояния в пробках, долгий поиск места на парковке – и вот вы на раскаленном августовским солнцем летном поле. МАКС в Жуковском – это наш ответ Ле-Бурже и Фарнборо. Накануне открытия салона его организаторы с особым удовольствием говорят о том, что в этом году в Жуковском поднимутся флаги 40 стран-участниц. Для сравнения: на лондонском салоне в Фарнборо в 2004 году (он проводится по четным годам) присутствовали компании из 34 государств, а на Paris Air Show 2005 в Ле-Бурже – из 46. Рассказывают Сергей Рыжкин и Иван Сафронов. >>>

На МАКСе будет представлено около 170 самых разных летательных аппаратов. Впрочем, любой показ техники должен завоевывать зрителя не количеством экспонатов, а качеством. К сожалению, главная новинка мирового гражданского авиапрома – 555-местный Airbus А380 – на МАКСе представлена не будет. Компенсировать его отсутствие придется российскому авиапрому, боевым самолетам US Air Force и истребителям ВВС РФ, призванным с ними бороться.

Из новинок стоит посмотреть на не имеющий аналогов в мире сверхманевренный легкий истребитель МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Сопла двигателей этой машины могут менять свое положение в пространстве на 360 градусов. Это как если бы у легкового автомобиля поворачивались и передние, и задние колеса – он бы разворачивался на «пятачке». МиГ уже выставлялся на МАКСе-2003, но в этом году он еще и полетит.

Впервые в России US Air Force представят свой стратегический бомбардировщик B-1B. С ним прилетят многоцелевой истребитель F-16C и истребитель F-15E – они, впрочем, уже были на МАКСе. Полагаем, их летчики будут внимательно изучать впервые выставленный на широкой публике новейший российский комплекс ПВО С-400 «Триумф».

Впервые после многолетнего перерыва примет участие в МАКСе ракетно-космическая корпорация «Энергия». РКК представит модель многоразового космического корабля «Клипер» в натуральную величину.

Те же, кто не увлечен коллекционированием моделей самолетов и не определяет марку штурмовика по углу стреловидности крыла, на салоне смогут посмотреть выступления пилотажных групп – обязательную часть любого уважающего себя авиашоу. Кстати, пилотажные полеты – единственные развлекательные мероприятия на МАКСе, никаких шумных вечеринок организаторы устраивать не собираются.

В воздухе будут выступать: «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29 (обе команды – из 237-го Центра показа авиационной техники ВВС РФ имени Кожедуба), «Русь» на Л-29, французская Patrouille de France на Alphajet и итальянская Frecce Tricolori на MB-339. Российские пилоты, выступающие, в отличие от большинства своих коллег, на боевых, а не учебно-спортивных машинах, покажут совместный групповой пилотаж девяти Су-27 и МиГ-29.

В этом году «Русские витязи» и «Стрижи» будут базироваться непосредственно в Жуковском. По словам командира ЦПАТ полковника Анатолия Омельченко, об этом договорились с главкомом ВВС Владимиром Михайловым, «для того чтобы люди увидели не только петлю в составе ромба и одновременный взлет четырех Су-27, но и тех, кто выполняет этот пилотаж».

Обычного потребителя услуг авиакомпаний на салоне заинтересует разве что один экспонат – в Жуковском впервые будет показан серийный вариант регионального реактивного пассажирского самолета Ан-148. У самолета, который был разработан украинским АНТК имени Антонова, а собираться должен в России и на Украине, непростая судьба. И дело вовсе не в последствиях «оранжевой революции». Ан-148 – один из трех проектов, появившихся в России как замена устаревающим Ту-154 и Ту-134. Собрав в Киеве первые образцы, украинские разработчики не рискнули выставить машину в Ле-Бурже – слишком велик был риск их ареста по искам кипрской компании TMR Energy Ltd. к фонду госимущества Украины. Поэтому в Жуковском состоится настоящая премьера самолета.

Наконец, никого не оставят равнодушными так называемые административные самолеты или business-jets, те, в которых летают в основном главы нефтяных и газовых компаний,– салон отделан деревом, мягкие кресла обиты кожей, а полы устланы коврами. Это, например, бразильский Embraer Legacy или Falcon 2000 EX F и Falcon 900 EX F от Dassault Aviation.

Для посетителей салон будет открыт с 19 по 21 августа. Демонстрационно-показательные полеты будут проходить каждый день с 12.00 до 17.00. Стоимость входного билета – 300 руб. Билеты продаются в Мострансагентстве, а также заказываются на сайтах parter.ru или kontramarka.ru.

«Weekend» №149(3233) от 12.08.05

"Коммерсантъ"

***