Любовь из под палки. Россияне ругают автоинспекцию, но не хотят ее роспуска
Несмотря на все претензии к инспекторам ГИБДД, россияне все-таки против того, чтобы дорожную инспекцию в нашей стране ликвидировали, как это случилось недавно на Украине. К такому несколько неожиданному выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проанализировав данные последнего опроса. Его целью было узнать, насколько россияне информированы о решении президента Украины прекратить деятельность ГАИ и как они относятся к идее использовать данный опыт в России.
В курсе последних событий в соседней республике оказались 54% опрошенных, а 45% респондентов, как выяснилось, вообще ничего не знают о радикальных решениях украинских властей. И, видимо, не одобряют их, потому что вовсе не считают нужным внедрять подобную передовую технологию борьбы с коррупцией в собственной стране. Что касается сотрудников российской ГИБДД, которые в поте лица машут полосатыми палочками, останавливают, штрафуют, заставляют дышать в трубочку и даже задерживают права, то, как ни странно, каждый четвертый опрошенный (26%) отмечает, что в их деятельности вообще ничего менять не надо. Почти половина респондентов (49%) заявила, что распускать ГИБДД не стоит, однако ее нужно реформировать. И только 11% участников опроса убеждены, что России нужно последовать примеру Украины — ликвидировать ГИБДД и создать дорожную инспекцию заново, с чистого листа.
Как показал опрос, за реформу ГИБДД в основном выступают жители столичных городов (54%), тогда как среди респондентов из малых городов и сельских поселений доля «реформаторов» меньше — 43% и 47% соответственно.
Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» директор по международным и общественным связям ВЦИОМ Дмитрий Поликанов, «это вполне сознательный выбор». «Люди уже устали от административных перетасовок и даже с некоторой жалостью относятся к органам правопорядка, которые в последнее время и так трясли достаточно, — сказал он. — Таким образом, результаты объясняются, во-первых, эмоциональным фактором — жалостью, а во-вторых, рациональным выбором, потому что есть набор функций, которые кому-то нужно все равно выполнять». На вопрос корреспондента «Времени новостей», означают ли такие результаты опроса в целом позитивное отношение к дорожной инспекции, несмотря на все жалобы водителей, собеседник ответил так: «Да, это свидетельствует о том, что люди терпимо относятся к ГИБДД и понимают, что такую службу невозможно создать на пустом месте». Причем, что интересно, отношение россиян к ГИБДД совершенно не зависит от того, есть ли у человека автомобиль или нет, контактировал ли лично он с дорожным патрулем или нет. «У нас был проверочный вопрос, есть ли у респондента автомобиль, таких оказалось больше половины (58%), — сказал г-н Поликанов. — Но надо сказать, мы не заметили существенного отклонения в оценках у автомобилистов и пешеходов».
Ирина БЕЛАШЕВА
Время новостей
N°144
10 августа 2005
***