Власть не делится. Внедрить местное самоуправление в России пока не удается
Во вторник полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов на совещании с представителями исполнительной власти регионов северо-запада категорично заявил, что дискуссии о переносе начала реформы местного самоуправления необходимо прекратить. Такого же мнения придерживаются и власти двух регионов, в которых реформа местного самоуправления уже началась, — Новосибирской области и Ставропольского края. Правда, представители остальных российских регионов такого оптимизма не разделяют. Нет четкой позиции о сроках введения нового закона о местном самоуправлении и в Кремле. Газета «Время новостей» решила разобраться, как идет реформа.
Через месяц Государственная дума во втором чтении рассмотрит поправку депутата-единоросса, заместителя председателя комитета по безопасности Михаила Гришанкова к закону о местном самоуправлении, переносящую его вступление в силу с 1 января 2006-го на 1 января 2009 года. Согласно тексту поправки власть формально не отказывается от идеи построить местное самоуправление в России. Просто теперь она решила предоставить определение сроков реализации закона регионам.
Депутат Гришанков сначала предложил отложить вступление в силу закона о местном самоуправлении до 1 января 2008 года, позволив регионам откладывать его и далее — вплоть до 2010 года, «если на 1 января 2008 года субъект РФ не готов к исполнению закона в полном объеме». Но думский комитет по местному самоуправлению разрешил регионам устанавливать местными законами сроки передачи полномочий муниципальной власти, обозначив конечной датой вступления закона в силу 1 января 2009 года. Кроме того, несмотря на возражения главы Центризбиркома Александра Вешнякова, поправки обязывают регионы провести муниципальные выборы до 1 декабря 2007 года.
Глава профильного комитета Госдумы Владимир Мокрый при этом недавно заявил, что закон 131 «начнет действовать, как и предусмотрено, с 1 января 2006 года». Предполагается ввести «переходный период», в течение которого каждый субъект сам «сможет без спешки внедрять на своей территории те или иные положения закона». По мнению депутата, эксперимент в Ставропольском крае и Новосибирской области удался и даже помог закон скорректировать. Например, учтено предложение Ставрополья о ненужности разделения в сельской местности на уровне поселения должности главы исполнительной и представительной ветвей власти.
По словам г-на Мокрого, требует корректировки и порядок финансирования муниципальных образований: на местах должны иметь средства на обеспечение населения теплом, водой и быть в состоянии отчитаться по расходам. Более того, Владимир Мокрый пообещал, что в ближайшей перспективе органам местного самоуправления заложат ключевые доходные источники: налог на землю, налог на имущество физических лиц и 30% подоходного налога.
Тем не менее даже те этапы реформы, которые уже завершились во всех регионах, сопровождались огромным количеством скандалов. По закону уже должно было произойти определение границ и статуса муниципальных образований, утверждение их уставов. Заместитель главы муниципального образования Новосибирск Новосибирской области Анатолий Забалуев в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» сообщил, что вопрос о распределении полномочий между уровнями власти законодательно будет решаться только в сентябре на сессии областного совета депутатов: «Можно, конечно, сказать, что реформа в регионе идет. Но, например, границы муниципальных образований у нас были и раньше. При этом у нас в сельскохозяйственном районе не предусмотрено муниципальное управление сельским хозяйством. Не все понятно с бюджетом — у каждой административной единицы должен быть свой консолидированный бюджет».
Основная причина торможения реформы в «экспериментальных» регионах — отсутствие необходимой законодательной базы. До сих пор не определены критерии, по которым можно разделить земли и автомобильные дороги, отсутствует перечень имущества, передаваемого с федерального и регионального уровней на муниципальный. К тому же на то, чтобы перерегистрировать имущество, нужны деньги, которых нет ни в муниципальных, ни в региональном бюджетах. Главы муниципальных образований определили и другие проблемы, с которыми неминуемо столкнутся регионы, — неточное распределение полномочий, непродуманность межбюджетных отношений, нехватка кадров и недостаточность налоговой базы муниципалитетов.
Председатель Ставропольской городской думы Игорь Епринцев оптимизма г-на Мокрого тоже не поддерживает. «Я бы не разделял бодрости чиновников, считающих, что реформа МСУ идет замечательно, — сообщил он «Времени новостей». — Полномочия финансово не обеспечены, и даже уже избранные муниципальные власти не могут выполнять свои функции физически. Они опять вынуждены обращаться в органы государственной власти за помощью. Надо было дать нескольким регионам отработать механизм реализации до конца, выбрать приемлемый вариант, а потом запускать реформу во всех остальных регионах. Ведь сегодня все еще идут споры, насколько жизнеспособен написанный закон».
Но если реализацию закона о местном самоуправлении отложат, лучше тоже не будет. Правовое поле страны окажется разорванным: в двух регионах в большей или меньшей степени самоуправление уже случилось официально. Эксперт фонда «Сибирь-форум» Дмитрий Пучкин считает, что на полное реформирование системы уйдет не менее десяти лет. «Дискуссия о переносе сроков носит ситуативный и конъюнктурный характер. План простой: свернуть все реформы до окончания электорального цикла. Это создает неблагоприятный фон для исполнителей, — прокомментировал политолог «Времени новостей» возможность отмены закона. — Также останется невнятной ситуация с нормативной базой, которая должна формироваться на федеральном уровне».
Директор Ставропольской школы публичной политики Борис Оболенец переживает, что «так закон вообще загубят, люди доверие к нему потеряют». В разговоре с корреспондентом «Времени новостей» г-н Оболенец, правда, признался, что надеется на депутатов Госдумы: «У нас же даже финансовые отношения уже изменились. Лучше принять решение сейчас, пусть даже не очень правильное».
Теперь федеральная власть оказалась между двух огней. С одной стороны, существует вполне ощутимый риск испортить себе всю политическую картину перед выборами 2007 года началом очень сложной, гораздо более сложной, чем та же монетизация льгот, реформы. Тем более что большинство муниципалитетов выступают за то, чтобы хотя бы на время забыть о самоуправлении. Более активно сопротивляются реформе главы субъектов федерации — больше половины регионов до сих пор вообще успешно обходились без местного самоуправления. А теперь им придется делиться и властью, и деньгами. С другой стороны, остановиться на середине пути, разделив и так не однородную страну на регионы с самоуправлением и без него, а также потратив деньги на проведение муниципальных выборов, значит, окончательно запутать всю систему управления Россией. Систему, и без того далекую от совершенства.
Дарья ГУСЕВА
Время новостей
N°144
10 августа 2005
*