(НГ). В Московском доме фотографии смена экспозиции. Выставка «Пляжный роман» (фотографии 1900–2004 годов) – голая, лишь слегка приукрашенная позированием перед объективом правда о жителях страны, где понятия «курорт», «юга» (с ударением на второй слог), «отпуск» и, наконец, просто «отдых» сменяли друг друга, как геологические эпохи.

Лето, пляж, поэт читает барышне стихи… Гимн СССР он напишет двумя годами позже. Анатолий Егоров. Сергей Михалков. Одесса. Июль 1941. Из собрания Московского дома фотографии

Есть мэтры прошлых и нынешних лет – вроде Морозова, Халдея, Халипы, Маркова-Гринберга, Чиликова и Мухина, но основной автор – неизвестный. Пляжный фотограф, клепавший, как на конвейере, стандартные «Приветы из города N» и фотолюбитель с «Зенитом», щелкавшиий домочадцев и смутный объект желания, плескавшийся по соседству.

Качество отпечатков к качеству жизни отношения не имеет. Наоборот. Шикарная винтажная эротика с игривыми ямочками на попе постепенно превращается в задокументированный целлюлит образца последнего десятилетия.

Смотреть – любопытно. Тут тебе и история купального костюма, и трансформация эталонов мужской и женской красоты. Сначала гладкие и лоснящиеся, как тюлени, женщины – совершенно бунинские «треугольные, как у гусыни», животы, обильные груди, обтянутые полосатыми трико до колен. Потом – подчеркнуто асексуальные шаровары и косыночки.

Дальше – красивая жизнь на пляжах санаториев, куда так просто и не попасть. Мужчины солидны в талии, дамы кокетничают под зонтиками (в пятидесятых годах еще обычными, дождевыми, спустя десяток лет — парасолями из реквизита курортного фотоателье ).

Не пропустить, кстати, раннего Бахарева – с счастливым усачом, обнимающим верную супругу и добродетельную мать на фоне цветущих дерев и кустов.

Самородков в этой куче золотоносного песка по большому счету три. «Дисциплина везде дисциплина» Анатолия Морозова достаточно растиражирована. На ее примере частенько объясняют, что есть ритм и линейный рисунок в фотографии. Молодые, остриженные под машинку, в черных сатиновых трусах, смешиваются с морскими волнами. На песке остались футляры: черные сапоги, как культи, задраны в небо, пустые воротнички смотрят на зрителя.

«В дамской купальне» (1910-е, неизвестный автор) – ликбез в области повседневной жизни начала прошлого века. Удивительно, сколько метров батиста и кружев могло уместиться на одной-единственной женщине, ступающей по доскам настила.

Главное сокровище «Пляжного романа» идет парой к этой Махе полуодетой. Автор, опять же, неизвестен. Время – то же самое. 1912 год. На заднем плане – деревенские крыши и печные трубы. Толпа дачников. Мальчик в косоворотке и девочка с обритой от вшей головой. В набегающей волне – стандартно, три нимфы в костюмах до колен.

И тут – внимание – слева среди брызг залегла купальщица в крохотных белых кружевных трусиках. Совершенно топлесс.

Как это объяснить – непонятно. Но голым бесстыдницам Чиликова образца 2004 остается только стыдливо прикрыться зонтиком.

Галина Окулова

# 165 (3561) 9 августа 2005 г.

Независимая Газета

***