(НГ). Авиасалон «МАКС-2005», который пройдет в подмосковном Жуковском с 16 по 21 августа, пользуется повышенным вниманием высших госчиновников. Сегодня на «авиационную» тему запланирована пресс-конференция главы Минпромэнерго Виктора Христенко, а завтра с журналистами встретится руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Организаторы мероприятия надеются через несколько лет сделать МАКС лучшим авиасалоном в мире. Однако пока МАКС проигрывает конкурентам и прежде всего по экономическому эффекту. >>>

Авиасалон – это не только шоу, но и большой бизнес.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Суммы заключенных контрактов на российском авиасалоне пока не сопоставимы с показателями конкурентов. Впрочем, это, по мнению экспертов, прямое следствие общего плачевного состояния отечественной авиационной отрасли.

«МАКС» прочно занимает место в числе шести самых авторитетных и посещаемых международных авиасалонов. В этом году число стран-участниц составит 42 (во французском Ле Бурже их было всего на четыре больше). Свои экспозиции разместят около 700 фирм из России и СНГ, 130 из дальнего зарубежья. Серьезно представлены Франция, Германия, заметно увеличился масштаб участия американских компаний.

Общий финансовый оборот «МАКС-2005» достигнет 10–12 млн. долл. Прогноз нельзя назвать консервативным. Хотя в 2003 году прибыль и составила 13 млн. долл., однако нельзя забывать, что еще пять лет назад авиасалон вообще был убыточным. Бюджетных денег практически не выделяется, основная часть средств поступает от участников выставки, аренды помещений и размещения рекламы.

При этом расходы у организаторов весьма значительные. Большие затраты, сообщил «НГ» генеральный директор ОАО «Авиасалон» Игорь Новиков, идут на строительство новых объектов, обеспечение безопасности, транспортной доступности, функционирования аэродромного комплекса. «Поскольку «МАКС-2005» международное авиашоу с участием сотен тысяч людей, большую часть средств мы направляем на подготовку аэродромного комплекса, решение вопросов безопасности и транспорта», – подчеркнул Игорь Новиков.

«Еще три авиасалона («МАКС» проводится раз в два года), и мы станем лучшими в мире», – уверен заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Палещук. Чтобы эту красивую сказку сделать былью, придется изрядно попотеть. Ведь, положа руку на сердце, следует признать, что Московскому авиасалону пока далеко до именитых конкурентов. Самый объективный показатель успешности бизнес-выставки – суммы подписанных контрактов. И по этому критерию «МАКС» отстает.

Так, на Фарнборо-2004 был заключен ряд многомиллиардных контрактов. В частности, авиакомпания Emirates разместила заказ на 13 самолетов Boeing-777 на сумму почти 3 млрд. долл. Бразильская авиакомпания GOL заказала 17 самолетов Boeing-737 на 2,7 млрд. долл. Еще большие успехи были у Airbus, объявившем о подписании соглашений на последующее размещение заказов на 84 самолета общей стоимостью 10,6 млрд. долл. А вот итог Ле Бурже этого года – Airbus заключил контракты на поставки 280 самолетов на 33,5 млрд. долл.

Для сравнения. На «МАКС-2001» общая сумма контрактов не превысила 700 млн. долл., в 2003 году сумма сделок составила около 5 млрд. долл. Прогресс налицо, но среднестатистические показатели Фарнборо и Ле Бурже остаются не более чем мечтой. Вместе с тем надо признать, что у Московского авиасалона объективно есть потенциал для роста. По оценкам экспертов, емкость рынка новых гражданских самолетов и услуг, связанных с их эксплуатацией, в ближайшие двадцать лет достигнет 5,4 трлн. долл. Из них не менее 2 трлн. долл. авиакомпании потратят на приобретение 25 тыс. пассажирских авиалайнеров. Вот только какой кусок пирога достанется российскому авиапрому? Или только и останется, что подбирать крошки за американцами и европейцами? Например, как получилось с Ил-96, построенным по заказу Кубы. За последние лет десять это единственный контракт наших авиастроителей на поставку за рубеж пассажирских самолетов.

Игорь Наумов

# 164 (3560) 8 августа 2005 г.

Независимая Газета

***