Российские газеты пишут о спасении батискафа «Приз» и гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.

    * Пленники океана спасены

    * Последний вираж губернатора

«Военно-морские грабли»

В понедельник газеты комментируют спасение экипажа батискафа «Приз».

«Английский «Скорпион» за несколько часов разобрался с проблемами российского флота», — так озаглавил свою публикацию «Московский комсомолец».

«Полная победа. И полное поражение. Ведь нашим флотоводцам тут гордиться особенно нечем. Разве только тем, что после трагедии «Курска» они хотя бы научились не отказываться от помощи иностранных моряков, которых всегда считали потенциальными противниками», — пишет издание.

«Но про себя военные, безусловно, сожалеют о том, что нам вообще понадобилась помощь иностранцев», — считает газета.

По мнению газеты, моряки не хотели раскрывать местоположение секретного военного объекта. Командование флота, рассказывают камчатские моряки, с большой неохотой обратилось за помощью к иностранцам. Ведь бухта Березовая в буквальном смысле напичкана антеннами слежения.

«Так что командованию ТОФ было что скрывать. О случившемся не знали даже семьи моряков батискафа», — пишет газета.

«»Курск», «К-159», батискаф «АС-28″ — эти аварии ярко показали ужасающее состояние нашего российского флота. В том числе и жалкую беспомощность его служб спасения. Значит, будет кто-то следующий», — делает вывод «Московский комсомолец».

«За пять лет с момента катастрофы «Курска» российский Военно-морской флот не смог создать эффективную спасательную службу», — пишут «Ведомости».

«Независимая газета» пишет о финансовой стороне вопроса.

«Общественный контроль за расходованием средств военными крайне затруднен из-за завесы секретности над всем, чем можно», — вторят ей «Ведомости».

«Объем гособоронзаказа с 2001 г. в номинальном выражении вырос в 2,4 раза — до 180 млрд руб. Сколько нужно трагедий, чтобы начать понимать, на что тратятся деньги в этой сфере?», — спрашивает газета.

«Осталась только выправка. А честь? Сколько должно случиться ЧП на флоте, чтобы к руководству ВМФ пришли компетентные люди», — комментирует «Независимая газета»

«Как показала эта спасательная операция, никаких уроков из трагедии «Курска» за минувшие годы сделано не было», — с горечью пишет издание. «А ведь всего неделю назад на всех четырех флотах гремели салюты в честь Дня ВМФ, газеты пестрели заголовками «Российский флот — не подведет», а министр обороны Сергей Иванов и главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов рассказывали о блестящих перспективах флота, о боевых кораблях, которые в недалеком будущем сойдут со стапелей и начнут бороздить просторы Мирового океана. Какой океан, когда мы дальше сорока миль от берега без ЧП отойти не можем?»

Газета полагает, что «разбор полетов впереди. Но главный вывод виден даже «сухопутной штафирке» — после трагедии «Курска» командование ВМФ наступило на те же военно-морские грабли. Опять, как и пять лет назад, командование ТОФ сутки отказывалось от помощи МЧС и иностранных спасателей. Опять, как выяснилось, людей послали на задание без подготовки и без детального обследования местности. Помнится, и в 2000 году многие удивлялись, кто же это умудрился загнать лодку длиной в полторы сотни метров на стометровую глубину.»

«Видимо, не только на спасательные суда, но и на подготовку водолазов-глубоководников денег нет. У нас так всегда. Деньги есть только на парады и прочие пиар-акции. В канун Дня Военно-морского флота в Санкт-Петербурге торжественно перезахоронили останки последнего морского министра России адмирала Ивана Григоровича. Ради такого дела во Францию погнали целых два боевых корабля — ракетный крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота. Сожрав годовой лимит солярки всего Черноморского флота, корабли доставили на Родину гроб с телом адмирала. Шуму в этой связи было много. Как же, прах человека, поднявшего флот России после поражения в Русско-японской войне, наконец-то похоронили дома, в фамильном склепе. Да адмирал Григорович, наверное, в гробу перевернулся, когда узнал, до чего довели российский флот за десяток лет безо всякой Цусимы!», — пишет газета.

«Сколько должно случиться ЧП на флоте, чтобы главком Куроедов вспомнил об офицерской чести и… нет, не надо стреляться, но в отставку-то подать он обязан был уже после гибели «Курска» и «К-159″, неудачных стартов баллистических ракет с подводных атомных субмарин и прочих трагедий и неудач флота. Ан нет, служит. И мы даже не удивляемся», — негодует газета.

В статье, озаглавленной «Неусвоенный урок», «Газета» пишет, что «из катастрофы атомной подводной лодки «Курск», которой на днях исполняется пять лет, никто не извлек уроков. Система спасения в российском ВМФ практически не работает, что продемонстрировала авария военного батискафа «Приз» в Беринговом море.

Как и в случае с «Курском», представители ВМФ до последнего скрывали информацию об аварии, пытаясь ликвидировать ее самостоятельно. И лишь когда ситуация оказалась близка к критической, высшие чины флота обратились за помощью к иностранным государствам».

«Газета» делает вывод, что «уровень аварийно-спасательной службы российского флота находится практически на нуле. Она полностью разрушена, опыт и технологии, существовавшие в СССР, утрачены, и, чтобы ее восстановить, потребуются громадные средства и энтузиазм».

По мнению «Коммерсанта», «спасенный батискаф не спасет главкома, и Владимир Куроедов уступит свой пост Владимиру Масорину».

Как утверждает источник Ъ в Минобороны, решение об отставке адмирала Куроедова фактически было принято еще до аварии АС-28, после того как 30 июля во время репетиции парада в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге военные моряки посредством учебной мины едва не утопили на Неве флагманский корабль парада — сторожевик Балтфлота «Неукротимый».

Газета отмечает, что 5 сентября адмиралу Куроедову исполнится 61 год, и именно это станет формальным поводом для его увольнения с военной службы: ему просто не продлят контракт.

По информации Ъ, 57-летний адмирал Владимир Масорин является главным кандидатом на пост главкома ВМФ после того, как адмирал Куроедов будет отправлен на пенсию. На должность начальника Главного штаба ВМФ, как стало известно Ъ, скорее всего, будет назначен 48-летний адмирал Михаил Абрамов, с мая 2004 года командующий Северным флотом. Но это назначение состоится лишь в том случае, если адмирал Абрамов, по словам источника Ъ в Минобороны, «качественно справится с возложенными на него задачами по проведению осенью этого года крупных учений Северного флота в Северной Атлантике».

«Новая газета» оптимистично замечает, что «один урок «Курска» все же усвоен: жизнь людей важнее, чем военная тайна».

В то же самое время газета бьет тревогу. «Флот дошел до того состояния, когда каждый выход кораблей в море может обернуться катастрофой. Что, собственно говоря, и происходит. Но не можем же мы при каждой катастрофе звать на помощь иностранных военных?»

Смерть губернатора

Пресса также комментирует гибель губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.

«Несчастные случаи с губернаторами стали повторяться в нашей политической жизни с завидной регулярностью. Что уже само по себе наталкивает на неприятные размышления в русле вопроса — кому выгодно?», — вопрошает «Независимая газета».

«Уж слишком удачно эта гибель разрешает затянувшийся в регионе политический кризис, вызванный конфликтом между губернатором и местным Законодательным собранием. Причем приходится признать, что в затруднительном положении оказались не только региональные элиты, так и не сумевшие найти общий язык с Михаилом Евдокимовым, но и федеральный Центр, где были вынуждены упорно игнорировать выносимые законодателями (дважды!) решения об импичменте Евдокимову. Тем не менее Кремль не счел нужным подавать дурной пример другим регионам, пойдя на поводу у местных элит. И предпочел действовать другими методами: в команду губернатора был введен Михаил Козлов, под руководством которого как раз к сентябрю должна была завершиться согласованная с Москвой реформа системы управления регионом», — пишет газета.

Газета ссылается на мнения депутатов Госдумы, которые считают, что политическую подоплеку в произошедшем усмотреть сложно: не случись трагедии, Евдокимову бы дали спокойно досидеть до конца отведенного срока и просто не стали бы переназначать. «Чтобы зажать губернатора, достаточно того, что он не может ни одного вопроса решить в Москве. Вопросы в Москве решают с другим человеком, вот и все».

Газета считает, что в историю Михаил Евдокимов скорее всего войдет в ореоле борца. «Все знают, что Михаилу Евдокимову была объявлена война, — отмечает член комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков. — Были силы, были очень влиятельные круги Алтайского края, которые не ожидали его прихода к власти. Были ошибки и самого Евдокимова, который не понимал, особенно первое время, что такое политика. Была достаточно открытая кампания по смещению Евдокимова, это дошло до президента. И президент был поставлен перед необходимостью принимать решение. Поэтому сегодня население, которое любит Евдокимова как артиста, как персонаж, будет видеть политическую подоплеку, хотя ее, как правило, не бывает в таких случаях. Гибнут у нас и губернаторы, и простые люди… Но население всегда будет искать сторонние причины гибели тех, кого оно любит. Я думаю, это как раз такой случай. А тем более мы все видели и понимали, что присутствие Евдокимова на губернаторском посту очень многим мешало. Естественно, будет тысяча версий».

«Cамой первой возникает аналогия с гибелью Александра Лебедя. Тогда вертолетная авария случилась аккурат в момент, когда конфликт Красноярского губернатора с представителями местной элиты достиг апогея. Сегодня, не сомневаясь в первоначальных выводах следствия, мы вправе попытаться объяснить, почему вокруг, казалось бы, бесспорных ситуаций у нас всегда возникают оживленные разговоры о политическом заказе. Возможно, потому и возникают, что смерть чиновника слишком часто разрубает гордиев узел конфликтов, слабо разрешимых в условиях отечественной политической культуры. Ведь темная комната, известное дело, предрасполагает к поиску черных кошек», — пишет издание.

«Смерть Михаила Евдокимова была выгодна многим», — считает «Московский комсомолец».

«Евдокимов, перестав быть артистом, не успел сделаться политиком-тяжеловесом. Не смог сколотить команду единомышленников, не разобрался в хитросплетениях экономики огромного края, вдрызг разругался с местной элитой. Этой весной депутаты потребовали от Путина отправить губернатора в отставку — случай неслыханный! Все были уверены: звезда Евдокимова скоро закатится, и судили-рядили — кто будет его преемником. Однако приказ об отставке губернатора подписал не президент, а более высокая инстанция», — пишет газета.

Автор публикации вспоминает, что первое, что сделал после победы на выборах новый губернатор, это сменил практически весь руководящий состав администрации края. «Неместные назначенцы» абсолютно не знали обстановку в крае, повествует газета, называя кадровую политику Евдокимова «странной».

«Он переплюнул даже Ельцина, за год и четыре месяца сменив около десятка заместителей. А местная элита так и не дождалась от «шефа» внятной стратегии экономического развития края», — пишет газета.

«Не вписался» — под таким заголовком печатают свой комментарий «Ведомости», отмечая, что «высшие должностные лица страны предпочитают перемещаться на повышенных скоростях, не считаясь с состоянием дорог и низкой культурой вождения в России».

«Газета» пытается взглянуть на произошедшее с разных точек зрения. В публикации под заголовком «Шутки кончились» газета пишет, что «причины трагедии уже названы: виноват водитель чиновника, грубо нарушивший правила дорожного движения. Другие версии, похоже, даже не рассматриваются, хотя за год губернаторства Михаил Евдокимов нажил себе немало врагов как в самом Алтайском крае, так и за его пределами. Михаил Евдокимов стал четвертым погибшим губернатором в истории постсоветской России.»

Криминальная версия гибели Михаила Евдокимова отпала практически сразу. «Это дорожно-транспортное происшествие и ничего больше», — цитирует «Газета» пресс-секретаря алтайского губернатора Николая Пименова.

В то же время газета пишет, что «исполняющему обязанности первого заместителя главы администрации края Михаилу Козлову не все представляется столь уж очевидным. «Версии — дело прокуратуры: искать причины и варианты», — отметил вчера Козлов и посоветовал еще раз пристально обратить внимание на то, почему у Евдокимова не было милицейской машины сопровождения».

Обзор подготовила Гюльнара Бек-Мухамед,

Служба мониторинга Би-би-си

понедельник, 08 августа 2005 г., 00:55 GMT 04:55 MCK

Би-би-си

*