Полис чудес. «Автогражданка» стала благодатной почвой для многомиллионных махинаций
Скандальный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности бьет рекорды по числу выстроенных вокруг него махинаций. По данным ГУВД Москвы, ущерб от мошенничества со страховыми полисами ОСАГО только в 2004 году составил примерно 150 млн. долларов.
Автокатастрофа – это только начало цепочки, на которой могут нажиться десятки людей. |
Мошенничают все – от страховщиков и водителей до сотрудников ГИБДД. Точной статистики на эту тему пока нет, но, по словам экспертов, зарегистрированные преступления – это только верхушка айсберга и в ближайшее время ожидается настоящий бум афер вокруг ОСАГО. Специалисты утверждают, что бороться надо не с мошенниками, а с самим законом, и предлагают если не отменить его, то полностью переделать.
Лидерство по числу махинаций вокруг ОСАГО по праву принадлежит Москве. «С начала этого года мы расследуем свыше 10 уголовных дел, связанных с мошенничеством с ОСАГО и страховыми полисами, – заявил «Новым Известиям» пресс-секретарь управления по борьбе с экономическими преступлениями столичного ГУВД Филипп Золотницкий. – Сейчас практикуются два основных вида мошенничества с полисами ОСАГО. В первом случае аферисты устраиваются в страховые компании, продают полисы, а выручку присваивают себе и скрываются. В другом случае изготавливают фальшивые полисы автогражданского страхования и торгуют ими от имени официальных страховых компаний. О динамике мошенничеств, связанных с ОСАГО, говорить пока рано, поскольку эта проблема возникла совсем недавно. Мы ожидаем, что в ближайшее время произойдет всплеск мошенничеств, так или иначе связанных с попытками получить выплаты по ОСАГО. Это и всевозможные инсценировки аварии, и различные попытки обмана страховых компаний».
Триста способов обмана страховой компании
Махинации с ОСАГО набирают обороты и в других регионах России. Сейчас прокуратура Волгоградской области «разрабатывает» целую группу мошенников, в которую вошли бывшие и действующие работники страховых компаний, а также сотрудники ГИБДД. Схему, по которой аферисты уже не раз получали деньги у страховых компаний, была предельно проста. Они покупали сильно битый отечественный автомобиль. Машину регистрировали, ставили на учет и страховали. После оформления всех документов мошенник с помощью сотрудника ГИБДД оформлял справку о ДТП и в 15-дневный срок получал страховые выплаты. «Подобные преступления расцвели по ряду причин, – рассказал «НИ» сотрудник Волгоградской областной прокуратуры на условиях анонимности. – Самая главная из них – низкий уровень процедуры страхования и отсутствие единой справочной базы. Например, в расследуемом деле за одну и ту же разбитую «десятку» мошенники получали страховку четырежды».
Некоторые водители вообще поставили заработок на фиктивных авариях на поток. Так, сотрудник нижегородского управления ГИБДД рассказал «НИ», как один предприимчивый водитель застраховался в 11 компаниях, сфабриковал ДТП и успел получить денежную компенсацию за нее в пяти местах.
Однако мошенники встречаются и с другой стороны. «Есть как минимум триста способов обмануть страховую компанию и получить деньги. Но суды сегодня завалены исками и к самим страховщикам, – рассказал «НИ» адвокат Валерий Зорин. – Ведь почти все компании отправляют автовладельцев к своим оценщикам, а те порой занижают сумму ущерба. Кстати, любопытные случаи у наших клиентов бывали уже на самом процессе. Страховые компании уговаривали истца отозвать исковое заявление, предлагая уладить все полюбовно. Когда заявление отзывалось, страховщики об истце сразу забывали. А повторно иск по одному и тому же поводу подать нельзя».
Кроме того, мошенники действуют от лица крупных страховых компаний. В Воронеже в суде рассматривается дело в отношении агента компании «РЕСО-Гарантия» Евгения Гаврилова. «В декабре воронежский автолюбитель, застраховавший машину в этой компании, попал в аварию, – сообщил «НИ» заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Воронежской области Сергей Воложинов. – Но когда с делом стали разбираться сотрудники «РЕСО», выяснилось, что такого клиента в компании нет. Точнее, полис, который он предъявил, по документам был списан как испорченный. Подозрение пало на 30-летнего Евгения Гаврилова. По версии следствия, еще 18 клиентов этого агента ездили по городу с несуществующими полисами ОСАГО. Компании он сообщил, что бланки были утеряны или испорчены, и положил себе в карман более 100 тыс. рублей».
Подобную схему, но в более крупных размерах использовали, по словам оперативников, и два руководителя филиалов страховой компании «Гранд». Они сотнями списывали страховые полисы. До главного офиса компании информация о клиентах не доводилась, а деньги шли мимо кассы. Об этом стало известно в январе – также после наступления страхового случая. Подозреваемые сразу после того, как вскрылся факт мошенничества, взяли больничные листы и «бюллетенят» до сих пор.
Стоит отметить, что не обошли вниманием закон об ОСАГО и сотрудники ГИБДД. «У нас есть информация, что инспектора ДПС занимаются инсценировками аварий и подделками протоколов, – сообщил Сергей Воложинов. – Но пока подозрения в уголовные дела не вылились». Правда, Сергей Воложинов подробно рассказал схему мошенничества автоинспекторов. Так, в бесплатных рекламных газетах появляются объявления вроде «ГАЗель» под ОСАГО». Это означает, что «ГАЗель» готова помочь инсценировать ДТП. К примеру, если нетрезвый автомобилист не смог уступить дорогу фонарному столбу, то с помощью сотрудника ГИБДД инсценируется столкновение с упомянутой «ГАЗелью», после которого от страховой компании можно получить компенсацию. Таких аварий без пострадавших, которые гаишники называют «железками», в день в Воронеже происходит около 50. Сколько из них липовых, неизвестно.
Закон надо отменить
Одна из самых распространенных афер в сфере ОСАГО – занижение суммы ущерба. |
«ОСАГО само по себе дает огромное поле для мошенников и судебных процессов, – заявил «НИ» вице-председатель Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. – По большому счету надо отменить сам закон, потому что он грабительский. Как мне кажется, самый мошеннический момент – это возможность взыскивания денег с того, кто застраховался. Ведь получается, что можно взять деньги за то, что водитель посадил за руль жену или ездил без прав. А зачем тогда страховаться, если эти деньги все равно заберут? Также необходимо ликвидировать все лазейки, которые дают возможность отказать в выплатах или помогают страховым компаниям выплачивать в десять раз меньше, чем стоит истинный ремонт машины. Полностью надо ликвидировать противоречия с Гражданским кодексом. Так, по Гражданскому кодексу доверенность можно дать любому человеку. А по закону об ОСАГО доверенность можно дать лишь тому, кто вписан в полис. Это надо убрать. Полис должен работать только в одном случае – в ДТП. Еще один важный момент: сегодня водители наказываются за отсутствие полиса, а вот сотрудники страховых компаний за нарушение прав граждан, за отказ платить или за свое мошенничество серьезной ответственности не несут. Поэтому нужно ввести административную ответственность и компаний в целом, и конкретных лиц, работающих в компании».
«ОСАГО – это сумасшедшая головная боль для автовладельцев, – сказал «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Честные водители страдают от ОСАГО по множеству причин. Например, в Москве никто не может объяснить, почему высокий коэффициент означает, что тариф должен быть в два раза дороже. При том, что Москва не самый аварийный город в России. Также сложно понять, почему, чем выше мощность двигателя, тем больше стоимость страховки. Страховщики говорят, что мощный двигатель – это как бы первый признак высокой аварийности машины. Это неправда! Одна из американских ассоциаций безопасности дорожного движения установила: чем мощнее у машины двигатель, тем лучше система безопасности и тормоза. Соответственно по статистике такие машины реже попадают в аварии.
Ежедневно наша организация получает десятки писем с предложениями, как улучшить, гармонизировать, сделать более эффективным этот закон. Но все письма и предложения в итоге заканчиваются одним и тем же: закон надо отменить».
Но, похоже, желаниям водителей не суждено сбыться. Об этом говорят и многочисленные акции протеста автомобилистов, которые на протяжении двух лет оставались не услышанными, и то, что власти не вносили в закон никаких принципиальных поправок. В крайнем случае, правительство ограничится лишь незначительными поправками, но суть закона меняться вряд ли будет. И тому есть веские доказательства – за два года страховщики собрали 86,9 млрд. рублей, а выплатили 25,6 млрд. рублей. Чистый доход подсчитать несложно. Так что, по крайней мере, для них закон работает как надо.
Марьям МАГОМЕДОВА, Евгения ЗУБЧЕНКО, Роман ПРЫТКОВ, Воронеж, Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород, Станислав АНИЩЕНКО, Волгоград
08.08.05
понедельник
***