(МК). Живы! Спасены! С этих слов начинались в воскресенье все новостные передачи. Подводная эпопея с 7 моряками, три дня находившимися в плену у океана, закончилась благополучно — в 7.26 по московскому времени они самостоятельно выбрались из батискафа и ступили на борт спасательного судна “Алагез”. Полная победа. И полное поражение. Ведь нашим флотоводцам тут гордиться особенно нечем. Разве только тем, что после трагедии “Курска” они хотя бы научились не отказываться от помощи иностранных моряков, которых всегда считали потенциальными противниками. >>>

Фото AP

Напомним хронологию чрезвычайных событий, которые держали всех в напряжении несколько дней.

    4 августа, 2.40 (время указывается московское). В бухте Березовая со спасательного судна “Георгий Козьмин” батискаф “АС-28” спускается под воду для контроля за подводной акустической системой.

    4.00. С борта “АС-28” поступает сообщение об аварийной ситуации: аппарат не может двигаться.

    6.00. Принято решение о начале спасательной операции — установлено, что батискаф запутался в рыболовецких сетях. ЧП засекречено.

    5 августа, 2.59. Информагентства распространяют первые сообщения о бедствии.

    9.15. Начальник пресс-центра ТОФ Александр Косолапов официально подтверждает эту информацию.

    10.00. К Камчатке по просьбе российской стороны выдвинулось японское спасательное судно.

    12.00. ВМФ России обратилось за помощью к США.

    16.00. На “АС-28”, который пытался освободиться от сетей, введен режим экономии ресурсов. Морякам рекомендовано по возможности принять горизонтальное положение (обмен информацией идет по звукоподводной технической связи).

    17.10. Помощь в спасательной операции предлагает Великобритания.

    22.30. Военные объявили, что зацепили “АС-28” и начинают его буксировку на мелководье.

    6 августа

    Состоялся очередной сеанс связи с экипажем.

    Моряки готовы начать операцию по подъему батискафа на глубину, позволяющую далее работать водолазам, однако все попытки не увенчались успехом.

    Очередной сеанс связи с экипажем — на борту у всех состояние нормальное. Попытки поднять батискаф продолжаются. Его удалось поднять только на 30 м, но после этого “АС-28” вернули в прежнее положение.

    На Камчатку прибыл министр обороны Сергей Иванов.

    7 августа

    Британский глубоководный аппарат “Скорпион” погрузился на глубину.

    Экипаж “АС-28” доложил о готовности к аварийному всплытию.

    Аппарат “Скорпион” начал разрезать тросы, удерживающие батискаф

    “АС-28”.

    Спасательное судно “КИЛ-27” отведено на безопасное расстояние, чтобы не мешать всплытию батискафа.

    “Скорпион” перерезал последний трос.

    Батискаф самостоятельно всплывает.

    Первые слова, которые произнес капитан “АС-28” Вячеслав Милашевский, когда люк открылся, были такими: “Все в порядке, все люди живы”. А его жена, Елена Милашевская, сказала: “Еще вчера мне казалось — шансы на спасение невелики, примерно один к девяти. Сейчас я знаю, что все хорошо. Даже природа радуется. Все эти дни лил дождь, было промозгло, а в воскресенье, впервые за последние дни, выглянуло солнце. Как раз после звонка о том, что наши ребята готовятся к аварийному всплытию…”

    — Экипаж аппарата сам управлял всплытием. Они сами “продувались”, сами уравнивали давление, — сказал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. — До этого они продержались под водой свыше 76 часов, они сами регулировали состав воздуха с тем, чтобы продержаться как можно дольше.

    Теперь моряки пройдут углубленное медицинское обследование, так как после столь длительного пребывания под водой при температуре 5—10 градусов у них есть признаки простудных заболеваний.

    МИД РФ распространил сообщение, что российская сторона “выражает глубокую признательность Великобритании, США и Японии, которые незамедлительно откликнулись на призыв России оказать помощь в спасении наших моряков”.

    Но про себя военные, безусловно, сожалеют о том, что нам вообще понадобилась помощь иностранцев.

    Почему “АС-28” запутался в рыболовецкой сети?

    Теперь уже ясно, что дело было не только в сети — с ней бы батискаф справился. О том, что “АС-28” шлангами зацепился за антенну берегового наблюдения, командование ТОФ упорно молчало. Дело в том, что такие антенны входят в систему слежения за подводной обстановкой. Что-то вроде подводной границы. Антенны на дне отслеживают передвижение подлодок, судов и даже ловят разведчиков-аквалангистов. Вся информация, собранная под водой, в автономном режиме передается на приемные береговые устройства или же на самолет, вертолет, корабль.

    Аналогичные устройства американцы расставили по всей Атлантике, чтобы перекрыть российским подлодкам бесконтрольный вход в этот регион. Говорят, наши моряки собирались сделать то же самое в Тихом океане. Как раз во время такого занятия “АС-28” и запутался в антенне, которую на дне удерживали два огромных якоря, каждый весом в 60 тонн.

    На ТОФе, говорят моряки, упорно молчали об этом, чтобы не раскрывать местоположение секретного военного объекта. Командующий флотом рассказал об антенне только после того, как выяснилось, что без помощи тех, против кого она ставилась, уже не обойтись. Но и после этого в Москве — в Главном штабе ВМФ — долго отказывались подтверждать эту информацию.

    Командование флота, рассказывают камчатские моряки, с большой неохотой обратилось за помощью к иностранцам. До последнего российские моряки старались провести операцию спасения своими силами. В штабе ТОФ уверены, что иностранцы прилетели не только для того, чтобы помогать. Для них это еще и уникальная возможность провести подводную разведку. Ведь бухта Березовая в буквальном смысле напичкана антеннами слежения. К примеру, в том месте, где зацепился аппарат, — целое поле гидрофонов площадью 750 метров. Здесь же проходит секретный кабель, который входит в систему обнаружения иностранных подлодок. Кстати, не реже чем раз в год подводные батискафы опускаются к нему, проводят профилактический ремонт, а заодно проверяют, не подключился ли к нему кто-нибудь из наших вероятных противников.

    Так что командованию ТОФ было что скрывать. О случившемся не знали даже семьи моряков батискафа. Правда, в штабе ТОФ уверяют, что с самого начала подробно информировали их о ходе операции. Но, как нам удалось узнать у жителей поселка Завойко, где живут семьи подводников, это совсем не так. Например, жена командира батискафа “АС-28” Елена Милашевская узнала о том, что случилось с ее мужем, только в пятницу вечером. Из выпуска теленовостей. О муже командование части ей ничего не сообщило. Хотя найти ее было несложно. Она сидит дома, ухаживая за двумя близняшками-дочерьми Сашей и Настей, которым 22 сентября исполнится по два года.

    Капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский недавно отметил свое двадцатипятилетие. Несмотря на молодость, сослуживцы считают его опытным офицером. Он — потомственный военный моряк. Его отец всю жизнь прослужил на флоте, более того, командовал тем же батискафом. Вячеслав сменил его на этом посту. В Завойко считают, что во многом благодаря тому, что Вячеслав как командир сумел себя правильно повести в критической ситуации, операция спасения прошла успешно.

    Правда, этот “успех” будет еще всесторонне проверен. В том числе и следователями Главной военной прокуратуры, которые прилетели на Камчатку еще в пятницу и уже лично наблюдали за операцией. Дело еще не заведено, но проверки уже проводятся. По некоторым данным, в разговоре с представителями прокуратуры Елена Милашевская — жена командира батискафа — заявила, что она будет всячески содействовать следствию и “при любом исходе операции готова идти до конца”.

    Пока неизвестно, имелись ли какие-либо нарушения при организации учений, во время которых произошло ЧП. Но, по рассказам местных военных, на борту “АС-28” подчиненных Вячеслава Милашевского было только трое (штатное количество членов экипажа для такого типа аппаратов — четыре человека). Остальные моряки были из другого экипажа точно такого же батискафа. На своем аппарате они не смогли спуститься под воду, так как тот не прошел технического осмотра, а значит, не мог эксплуатироваться. Именно поэтому было решено, что во время учений два экипажа будут выполнять боевую задачу на одном спускаемом аппарате.

    Моряки говорят, что информация о количестве пищи, воды и особенно воздуха именно поэтому и была такой противоречивой. Ведь, к примеру, стандартный расход кислорода в батискафе — на двое суток — измеряется из расчета на четырех человек. А в аппарате их было семеро.

    Список членов экипажа батискафа “АС-28”:

    — капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский,

    — капитан первого ранга Валерий Лепетюха,

    — старший лейтенант Александр Иванов,

    — старший мичман Сергей Белозеров,

    — старший мичман Анатолий Попов,

    — мичман Александр Уйбин,

    — зам главного конструктора ЦКБ “Лазурит” Геннадий Болонин.

    Дело сделано — все перекрестились.

    Моряки, слава богу, живы, вернулись в семьи.

    Президент Путин поручил лично министру обороны провести полное расследование всех обстоятельств инцидента с батискафом. Наверняка полетит пара-тройка адмиральских голов.

    Батискаф после ремонта снова войдет в строй.

    А что дальше?

    “Курск”, “К-159”, батискаф “АС-28” — эти аварии ярко показали ужасающее состояние нашего российского флота. В том числе и жалкую беспомощность его служб спасения. Значит, будет кто-то следующий…

   

    МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

    Бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав ПОПОВ:

    — Ликвидировать чрезвычайную ситуацию с батискафом “АС-28” за короткое время могли бы специально подготовленные глубоководные водолазы. У нас они есть. Есть и специальные гидрокостюмы, рассчитанные даже на большую глубину. Но у нас нет судна, которое бы обеспечило спуск водолазов.

   

    Бывший командующий Черноморским флотом, Герой Советского Союза адмирал Эдуард БАЛТИН:

    — По инструкции перед погружением подводного аппарата типа “АС-28” необходимо исследовать грунт при помощи гидроакустики, тралением или подводными телекамерами. Если бы это было сделано, ничего бы не случилось. Эти бездельники — сотрудники управления глубоководных работ Главного штаба ВМФ — ничего не делают и занятия ни с кем не проводят, а беспорточные экипажи батискафов шляются по берегу. Лишь раз в год какой-то “мудрец” принимает неожиданное решение об отправке батискафа в морские глубины.

   

    Генеральный директор Международной ассоциации ветеранов подводного флота и моряков-подводников контр-адмирал Владимир МОНАСТЫРШИН:

    — Чрезвычайную ситуацию на ТОФ нельзя оценивать однозначно: если в стране был бардак, он не мог не коснуться флота. Но сегодня ситуация пусть медленно, но меняется. Мы закладываем новые корабли, значит, скоро начнется и возрождение спасательного флота.

   

Московский Комсомолец

от 08.08.2005

Ольга БОЖЬЕВА, Марина ГРИДНЕВА.

Московский Комсомолец

***