Его уход из команды стал началом конца прежних самарских «Крыльев Советов». Вслед за ним команду покинули ведущие игроки и президент клуба Герман Ткаченко… Андрей Каряка — «самарский Бекхэм», бывший капитан «Крыльев» и один из лучших полузащитников сборной России — был продан в лиссабонскую «Бенфику» за сумму гораздо меньшую, нежели сейчас российские футбольные «гранды» выкладывают за отдельных легионеров… Корреспондент «Новой» встретился с Андреем, чтобы узнать о подробностях этой странной сделки, о том, что происходит в «Крыльях», и, собственно, о будущем «самарского Бекхэма».

Как вы оказались в команде-легенде? Это ведь как получить пропуск в высшее общество, не правда ли, Андрей?

       — Хотя у меня, как уже у многих российских футболистов, есть свой агент, все переговоры с моего, естественно, согласия вел президент (увы, тоже уже бывший) «Крыльев Советов» Герман Владимирович Ткаченко. Только на последней стадии подключился вице-президент Яни Димитров и выказал себя настоящим дипломатом. Прямо скажу: если бы не они, мой переход вообще не состоялся.

       — Но ведь вас уже неоднократно сватали в клубы нашей Премьер-лиги, в том числе в «Динамо» и даже в ЦСКА. И не маловато ли запросил за вас Ткаченко: всего-то 2 миллиона евро за одного из лучших полузащитников страны, притом умеющего забивать? Скажем, Семака продали за 3 миллиона, а Сычева, наоборот, вернули за такие же деньги…

       — Не мое это дело — влезать в планы и расчеты руководства. Раз Герман Владимирович согласился на предложенную сумму, значит, ему виднее. Думаю, в той непростой ситуации, в которой оказались «Крылья», ему было, как говорится, не до наживы, быть бы живу. Что касается меня, то я ничуть не потерял по сравнению с Самарой. Правда, ничего и не приобрел: сколько получал в «Крылышках», столько и буду получать четыре года (на такой срок подписан контракт) в «Бенфике». Хотя бонусы, говорят, за «голы-очки-секунды» в Лиссабоне поболе будут. Сколько на круг получится? Извините, отвечу банально, как это уже принято в России: коммерческая тайна.

       А вот московские клубы давайте больше не упоминать. Когда действительно едва ли не на всех ведущих игроков «Крылышек» положили глаз, мне вообще никто не звонил и ничего не предлагал. А ведь я ждал до последнего и потому еще опровергал все разговоры об отъезде в «Бенфику». Хотя теперь могу выдать секрет Полишинеля: в Лиссабоне мной заинтересовались еще год назад, сразу после чемпионата Европы, и уже тогда обращались к Ткаченко с конкретными и выгодными для всех предложениями.

       Но тогда никто не мог предвидеть всего того, что случилось с «Крылышками», поэтому никто из нас даже не рассматривал какие-то варианты ухода из клуба, в котором всех нас (смело заявляю об этом) абсолютно все устраивало и с которым мы связывали очень амбициозные и вполне реальные надежды. Во всяком случае, мы знали себе цену, рассчитывали закрепиться в тройке призеров российского первенства (и эту задачу выполнили), а там и сверкнуть в Кубке УЕФА. Увы, все эти планы — в прошлом. Даже не представляю, как с оставшимися ребятами «Крылышки» смогут выступить в таком турнире. Поэтому не исключаю, что команда вообще снимется с розыгрыша: чтобы не позорить ни свое имя, ни честь города — да всей России, черт побери! Для меня распад, да что там — развал, исчезновение команды с поистине былинными историей и традициями — настоящая драма.

       — Что же произошло?

       — Понятно, что в детали я не посвящен, и почему вдруг, в одночасье, благополучный и на многое рассчитывающий клуб оказался банкротом и одновременно никому не нужным, твердо не могу сказать. Но кое-какие мыслишки есть. Думается, произошел элементарный и, к сожалению, привычный в наших реалиях передел собственности. Кому-то Ткаченко перебежал дорогу. Потому что не бывает так: все хорошо, все, вплоть до руководства области и города, всем довольны, души в нас не чают, доход явно приносим, потому что, в отличие от тех же ЦСКА с «Динамо», зарплаты наши отнюдь не заоблачные, игра есть, результаты даем — и р-р-раз: долги, упреки в адрес Ткаченко по поводу расточительства и выкинутых зря народных денежек (что правда, то правда — «Крылья» в немалой степени подпитывались из областного и городского бюджетов, а не только из кармана самого Германа Владимировича), чуть ли не уголовное дело заводят. При этом чиновники или делают вид, что ничего не происходит, или прямо в лицо врут нам, что все будет хорошо и нам не о чем волноваться.

       Особенно противно было, когда к нам на базу приехал только-только назначенный областным министром спорта двукратный олимпийский чемпион по боксу Олег Саитов, который тоже принялся нас уговаривать не разбегаться (как будто мы сами куда-то рвались), что все вот-вот уладится. Даже неловко стало за такого уважаемого человека: понятно же, что Олег просто был марионеткой в чьих-то руках. А самое обидное, что неожиданно такая неплохая команда вообще перестала быть кому-то нужной. Кроме наших верных болельщиков, конечно.

       Атмосфера в команде — врагу не пожелаешь. Причем, что еще страшнее, за нос водили и крутили вола не только футболистам: Ткаченко и Гаджиев (наставник «Крыльев Советов». — И.Ф.) сами ничего не понимали и не могли ничего конкретного нам сказать. Отсюда и такие невероятные на первый взгляд уходы игроков. Честно, даже уезжая на переговоры с другими клубами, каждый из нас до конца не верил, что вскоре надо будет решать, соглашаться или не соглашаться на предложения.

       И чтобы закрыть эту тему, скажу еще: если бы было хоть одно достойное предложение из России, из Москвы, тут же согласился бы и ни в какую Португалию не уехал. Но, увы, в Лиссабоне ко мне отнеслись уважительно и достойно, а дома, выходит, я никому не нужен. Даже ставшим родными «Крыльям». Хотя в том не их вина…

       — «Бенфика» — последняя остановка? Какие шансы на попадание в состав? Есть ли конкуренты да и вообще знакомые в команде?

       — Сколько пробуду в «Бенфике»? По контракту, повторяю, четыре года. Но футбольная жизнь такова, что зарекаться нет смысла, всякое может произойти. Мне 27 — самый возраст, играть еще и играть. В принципе не прочь попробовать себя в испанском чемпионате или английском.

       — А с жильем определились? Семья уже там или пока в Самаре остается?

       — Пока живу в гостинице, когда вернусь, мне дадут на просмотр квартиры и дома. Я не привередлив, но хотелось бы разместиться неподалеку от нашего стадиона «Да Лауш». Жена и трехлетняя дочка до августа останутся в Самаре: все же надо мне осмотреться как следует, обжиться. Зато сейчас привез им (особенно Лисе Алисе нашей, Лизоньке) кучу подарков из роскошного клубного магазина, где для членов СК «Бенфика», к коим и я теперь отношусь, солидная скидка.

       Был приятно удивлен, что о моем приезде в Португалии уже извещены и неплохо меня знают: раздал пару десятков автографов. Но меня почему-то больше путают с Дэвидом Бекхэмом. Видимо, из-за новой прически, которую придумали на семейном совете. Однажды действительно казус из-за этого вышел. Попросила какая-то португальская газета фото (там уже вовсю обсуждался мой переход в «Бенфику»). Им то ли из Москвы, то ли из Самары переслали. А они в ответ: вы что там, с ума посходили, у нас этого Бекхэма навалом. Долго не могли поверить, что на карточках — я, а не Дэвид.

       — Обычно легионеров очень тщательно проверяют медики, особенно если они из Восточной Европы, тем более из бывшего СССР: все еще считают, что медицина у нас варварская и отношение к спортсменам соответствующее. Вас тоже изрядно помучили?

       — Да нет, не особенно. Сердце только проверяли действительно весьма придирчиво, обследовали-выслушивали. Это и понятно: там никак не могут очухаться от внезапной смерти венгра Фехера, умершего в начале прошлого года прямо на поле. Кстати, меня очень тронул тот факт, что на столе у президента клуба стоит его фотография с Фехером двухлетней давности: в обнимку, улыбающиеся…

       — Не боитесь, оказавшись так далеко от России, потерять контакт с наставником сборной России Юрием Семиным и, что называется, «выпасть из обоймы»? Да еще накануне важнейших для нашей национальной команды встреч? И заодно ответьте, есть у нас шанс попасть на ЧМ в Германию?

       — Не думаю, что из-за моего отъезда возникнут проблемы. Юрпалыч из «варягов» изгоев не делает. Смотрите, и Серегу Семака в сборную вернул, и Лешу Смертина привечает. Надеюсь, и меня не забудет. Главное, попасть в состав в «Бенфике», вписаться, заиграть нормально и забивать. К тому же Семин нередко сам просматривает матчи тех, кто за рубежом выступает. Вот и надо на поле доказывать ему свою необходимость.

       А в Германию попадем — точно. Другое дело, что не с первого места, потому что у португальцев остались «проходные» матчи, а у нас соперники — посерьезнее. Та жа Португалия, с которой очень хочется дома за те позорные 1:7, о которых мне уже в Лиссабоне не раз напоминали, расквитаться. Но Словакию опередить должны.

      

       Игорь ФЕЙН

       04.08.2005

№ 56

4 августа 2005 г.

Новая Газета

***