(МН). Исполинские рок-фестивали в Москве устраивают либо радиостанции, либо пивные компании. То, что зрителям развлечение, для них — инструмент маркетинга. Сцена, задник, палатки со съестным, а иногда и сами музыканты — с точки зрения организаторов все это рекламоносители. Так что оценивать рок-фестивали нужно не только с культурной точки зрения, сколько с экономической. Одна из задач маркетинга — сделать так, чтобы продукт в сознании потребителя выгодно отличался от товаров конкурентов. А если продукт продвигается при помощи рок-фестиваля, то должен выгодно отличаться и сам фестиваль. >>>

Добиться этого с каждым годом все труднее. Из соображений экономии на традиционные летние концерты долгое время рекрутировали только местных артистов. Лишь в этом году производитель пива Tuborg впервые выделил столь внушительный бюджет, что смог привезти в Москву Foo Fighters, Garbage и Queens Of The Stone Age. А «Нашествие» не могло приглашать иностранцев в принципе — «Наше радио» западную музыку не транслирует. Однако быстро обнаружилось, что фестивали и фестивальчики размножаются куда быстрее, чем музыканты. Это означает, что они становятся все больше похожи друг на друга. Года три назад программы многих летних фестивалей были почти идентичны. Фестивали дистанцировались друг от друга только при помощи географии. Maxidrom чинно проходил в «Олимпийском», «Крылья» — в чистом поле, а двухдневное «Нашествие» — на лоне природы — с ночевкой в палатке и сексом на открытом воздухе. Но скоро обстоятельство места перестало играть существенную роль. Нужно было искать новый способ отличаться. Фестивали начали раздуваться вширь.

Maxidrom стал понемногу подтягивать иностранцев — Cham bawamba, Placebo, Franz Ferdinand и т.д. «Крылья» пошли по пути укрупнения и стали двухдневными — они только что прошумели в Тушине. В общей сложности на его сцену (а точнее, на сцены — в последнее время на рок-фестивалях строят не одну, а две или три тематических сцены) вышли более 40 групп. Это стало серьезным ударом по прямому конкуренту — «Нашествию».

Но «Нашествие», сосланное год назад из Раменского в «Эммаус», не сдается — оно пройдет 5, 6 и 7 августа и станет, соответственно, трехдневным. Свое участие в фестивале подтвердили более 100 групп, которые в течение трех дней будут выступать на нескольких сценах. Принцип отбора групп для той или иной сцены основан на их популярности и стилистической принадлежности — рок отдельно, этно отдельно, электроника сама по себе. Для России это абсолютный рекорд — и по площади, и по числу групп, и по уровню организации. Например, помимо рок-музыки, «Нашествие» предложит зрителю футбол и другие игрища.

Однако никто не поручится, что эта гонка вооружений принесет пользу и что маркетинговый эффект от рок-фестиваля возрастет пропорционально числу участников. Может возникнуть эффект переедания, когда чрезмерное потребление рок-музыки на открытом воздухе вызовет у зрителей аллергию. И если на «Крыльях» зритель в любой момент мог спастись бегством в прохладные недра метрополитена, то у гостей «Эммауса», купивших билет туда и обратно, такого шанса не будет. Выдержать же три дня палаточной жизни, неизбежного спиртного и русского рока без ущерба для психики сможет не всякий. У организаторов одна надежда — те, кто сумеет это пережить, запомнят «Нашествие» на всю жизнь.

Святослав Бирюлин

№30 за 2005 год (05.08.2005)

Московские новости

***