(РГ). В четверг рано утром в бухте Березовой на Камчатке потерпел аварию спасательный глубоководный аппарат АС-28. Ситуация сразу приняла критический характер. Трагедия, которая разворачивается у нас на глазах, очень напоминает ту, что случилась несколько лет назад в Баренцевом море — в критический момент в нужном месте и в нужное время не оказалось технических средств спасения.

В четверг рано утром в бухте Березовой на Камчатке потерпел аварию спасательный глубоководный аппарат АС-28. Ситуация сразу приняла критический характер, хотя пресс-служба ВМФ и просит представителей СМИ не драматизировать ситуацию.

Аппарат АС-28 выполнял довольно рутинную задачу по техническому исследованию определенных участков дна. Впрочем, даже такая простая в прошлом операция сегодня требует участия очень квалифицированных специалистов. Именно поэтому на борту батискафа оказался заместитель главного конструктора Центрального конструкторского бюро «Лазурит», где проектировался АС-28, Геннадий Болонин.

Как нам сказали специалисты, участвовавшие в операциях, аналогичных той, в которой был задействован батискаф Тихоокеанского флота, с технологической точки зрения подводная работа несложна. Однако при этом существует очень большая опасность. Морское дно практически вдоль всего тихоокеанского побережья России усеяно мусором. Там громоздятся различные металлические конструкции, обрывки толстых канатов и рыболовных сетей, обломки давно затонувших судов. И проплыть среди гор такого мусора даже маневренному глубоководному аппарату, каким является АС-28, очень сложно.

Военные моряки всегда учитывают опасность того, что батискаф может элементарно застрять в обломках или запутаться в старых сетях. Поэтому на борту судна сопровождения глубоководного аппарата находились два английских подводных робота — один для визуального наблюдения, другой для резки под водой тросов и сетей. Увы, заморская «чудо-техника» оказалась ни на что не способна.

После того как стало ясно, что аппарат АС-28 потерял ход, под воду был спущен робот-наблюдатель, который определил, что на гребные винты батискафа намоталось все, что только могло намотаться: обрывки сетей, тросов и прочего мусора. Под воду спустили робота-«освободителя», который принялся резать то, что застопорило ход батискафа. С трудом перекусив пару канатов, робот в буквальном смысле умер. Его подняли на борт корабля сопровождения и определили, что британская робототехника скорому ремонту не подлежит. Вот тогда и стало ясно, что ситуация принимает драматический оборот. Именно поэтому официальные сообщения о ЧП на Дальнем Востоке появились с запозданием.

Самостоятельно АС-28 освободиться от пут не смог, хотя такие маневры предпринимались, и уже, по всей видимости, не сможет. Более того, ситуация усугубилась тем, что при попытке дать полный ход перегрузились и вышли из строя основные аккумуляторы батискафа. Аппарат, лежащий с небольшим дифферентом, то есть креном, на глубине почти 200 метров, оказался фактически обесточенным.

Освободить АС-28 могли бы водолазы, способные работать на большой глубине. Увы, на Камчатке ни таких водолазов, ни судов обеспечения для их подводных работ нет. Зато на Северном флоте у нас есть очень секретная часть, в которой служат акванавты, способные в легких водолазных костюмах опускаться на глубину в несколько сот метров. Таких уникальных «Ихтиандров», наверное, можно было бы самолетом перебросить на Камчатку, но, скорее всего, и здесь возникнут какие-то непреодолимые проблемы.

В настоящий момент для спасения жизни подводников, находящихся на борту терпящего бедствие батискафа, возможно, остался лишь один способ. Есть суда для прокладки кабеля по морскому дну. У этих судов есть специальные якоря, которые могут тралить дно. Если удастся таким якорем зацепить аппарат, то появится возможность выдернуть батискаф из пут, и он сможет всплыть.

Титановый корпус АС-28 выдержит удар якоря, поэтому специалисты рассматривают упомянутый вариант в качестве основного. Впрочем, и здесь могут возникнуть свои проблемы, которые осложнят, казалось бы, самый простой способ спасения батискафа.

Стоит добавить, что командование ВМФ не отказывается ни от чьей помощи, просто реально помочь никто не может. В район аварии спешат спасательные корабли из Владивостока и Японии, но ходу им несколько суток, а речь идет о нескольких часах. Если до субботнего утра экипаж АС-28 не поднимут на поверхность, то шансов выжить у подводников практически не останется.

Трагедия, которая разворачивается у нас на глазах, очень напоминает ту, что случилась несколько лет назад в Баренцевом море. В критический момент в нужном месте и в нужное время не оказалось технических средств спасения, да и сам спасательный аппарат АС-28 требовал спасательных работ, находясь, как говорится, у причальной стенки, а не в глубоководном погружении. Основная батарея батискафа, от функционирования которой, в общем-то, и зависит жизнедеятельность аппарата, не менялась со дня ввода АС-28 в строй, то есть более двадцати лет.

С таким бедовым энергообеспечением выходить в море опасно и без учета запутывания в сетях. Поэтому, наверное, на борт батискафа, как нам стало известно, дополнительно сверх штатного расписания взяли электрика — специалиста по аккумуляторам. На борту «Курска», если вспомнить, тоже были нештатные специалисты по проблемным торпедам.

Позиция пресс-службы минобороны и Главного штаба ВМФ повторилась просто зеркально. Все армейские и флотские пресс-чиновники ушли в глухую «несознанку», дозвониться ни до кого невозможно, а если и удается услышать голос «ответственного» товарища, то информация озвучивается, мягко говоря, странная.

А ведь специалисты Военно-морского флота, ТОФа и промышленности делают все возможное, чтобы исключить трагическую развязку чрезвычайного происшествия. Впрочем, ждать осталось недолго. В субботу — воскресенье все станет ясно.

А в ответ — тишина

почему?

Редакция вчера полдня обивала пороги всевозможных пресс-служб и управлений информации с настойчивой просьбой предоставить список экипажа батискафа АС-28.

В пресс-службе Тихоокеанского флота нам смогли лишь сказать, что все семеро — офицеры и мичманы, но фамилий они назвать не могут. Не потому, что список секретный. Просто «мы это не отслеживаем». На вежливое предложение попытаться все же «отследить» — ответ был прост: фамилии узнаете, когда все закончится.

Возможно, секретность имела бы смысл, если бы речь шла о чувствах родных и близких терпящих бедствие моряков. Безусловно, их семьи имеют полное право получить информацию раньше журналистов. Но к этому времени на информационные ленты уже легли красноречивые строки: «Военная прокуратура Петропавловск-Камчатского гарнизона проводит проверку по факту инцидента, родственники членов экипажа извещены о происшедшем». Но если — уже извещены, то какой смысл темнить?!

В Москве назвать фамилии не отказались, но в Управлении информации и общественных связей министерства обороны предложили обратиться к ним официально, прислав просьбу по факсу. После чего заверили, что бумага ушла в делопроизводство, с нами непременно свяжутся… На момент подписания номера, наш факс, по всей видимости, еще не вышел из стадии изучения вопроса.

Небольшая историческая параллель. 10 апреля 1963 года в 9.17 пропала связь с атомной субмариной ВМС США «Трешер». Для того чтобы передать сообщение о том, что в открытом море терпит бедствие американская подводная лодка, прервали местные радио- и телепередачи. Уже на следующий день начальник штаба ВМС США публично комментировал трагедию. Сразу же была объявлена фамилия командира корабля — капитан-лейтенант Джон Уэсли Харвей. На борту находился штатный экипаж в составе 12 офицеров и 96 старшин и матросов, а также 4 прикомандированных офицера и 17 гражданских. После того, как родственники погибших подводников получили телеграммы, фамилии членов экипажа были обнародованы.

К слову, шла холодная война, а на подлодке находилось абсолютно секретное по тем временам оружие: ракето-торпеды, способные нести ядерные боеголовки…

Вопрос к минобороны: какую государственную тайну мы раскроем, если общество узнает фамилии членов экипажа батискафа АС-28?

Досье «РГ»

Глубоководный аппарат спасательный (АС-28) относится к аппаратам второго поколения. Проектировался он в ЦКБ «Лазурит» (Нижний Новгород) в конце восьмидесятых годов. Водоизмещение аппарата 55 тонн. Титановый корпус позволяет опускаться на глубину до 1000 метров. АС-28 предназначался для поиска терпящих бедствие подводных лодок и спасения их экипажей. АС-28 может также выполнять различные технические операции на глубине в интересах ВМФ. Всего было построено четыре аппарата для всех флотов тогда еще Советского Союза.

с места события

Похоже, чем дольше продолжается спасательная операция, тем больше запасов кислорода становится на батискафе. Так, вчера утром (в Москве еще была ночь) начальник пресс-службы Тихоокеанского флота, капитан второго ранга Александр Косолапов говорил о запасах воздуха на полтора дня.

По сообщению одного из информационных агентств, сам командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров вчера заявлял, что затопленный батискаф имеет запас электрического питания и воздуха на 48 часов.

Вчера днем (когда начался рабочий день в Москве) помощник главнокомандующего Военно-морского флота РФ капитан I ранга Игорь Дыгало заявил, что запасов еды и питьевой воды на борту затонувшего батискафа хватит на 5 суток пребывания под водой, и к вечеру Александр Косолапов получил команду передать все функции освещения спасательной операцией московскому коллеге, как известному оптимисту.

Игорь Дыгало, естественно, всех утешил заявлением, что на борту подводного спасательного аппарата для каждого из семи моряков есть комплекты регенерации воздуха, индивидуальные дыхательные аппараты, противогазы. Температура воздуха на борту — 5 градусов тепла, и личный состав одет в утепленные комбинезоны.

В месте ЧП находятся девять российских кораблей. На помощь в район происшествия движется специальное судно сил морской самообороны Японии «Чиёда». Японцы согласились моментально, но в бухте Березовой, где на дне лежит батискаф, они будут только к понедельнику. Вчера судно КИЛ-168 производило траление района нахождения батискафа при помощи якорей. Спасатели надеялись либо зацепить подводные путы якорями и освободить винты батискафа, либо якорями зацепить сам батискаф. Но, по словам Дыгало, самым вероятным способом спасения затонувших моряков станет спуск аналогичного аппарата, который отрежет или снимет опутавший винт трос.

Спасательной операцией руководит заместитель командующего объединенной группировкой войск и сил на Северо-Востоке контр-адмирал Александр Заика.

Игорь Елков, Ольга Журман, Дальний Восток, Сергей Птичкин

Дата публикации 6 августа 2005 г.

«Российская газета»

***