Кислорода в батискафе, терпящем бедствие у берегов Камчатки, осталось более чем на 12 часов, заявил заместитель начальника главного штаба ВМФ России. Владимир Пепеляев отметил, что «этого достаточно для завершения спасательной операции». Относительно прозвучавших из уст командующего Тихоокеанским флотом Виктора Федорова оценок, что воздуха экипажу хватит до 8 августа Пепеляев заметил, что они «завышены». Ранее помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало сообщал, что воздуха хватит на сутки.

Как намечено, активная фаза спасательной операции должна начаться после полуночи по московскому времени (20:00 по Гринвичу), а в настоящее время идут подготовительные работы и продолжается траление с целью подцепить батискаф, добавил Пепеляев.

Потерявший управление батискаф с семью подводниками на борту находится на дне бухты Березовая в 75 километрах от Петропавловска-Камчатского уже более 30 часов.

На его борту — семь человек: пять членов экипажа, а также представитель вышестоящего штаба и представитель промышленности.

С экипажем поддерживается звукоподводная связь путем обмена специальными сигналами.

Как отметил Пепеляев, «состояние людей на борту батискафа удовлетворительное, паники нет».

Однако Игорь Дыгало сообщил, что температура в батискафе составляет всего пять градусов по Цельсию и экипажу рекомендовано надеть утеплительные костюмы. Аппарат, винт которого запутался в остатках рыболовных сетей, находится на глубине 190 метров.

К месту происшествия стянуты корабли Тихоокеанского флота.

Об инциденте с подводным аппаратом «Приз», который произошел в первой половине дня в четверг, стало известно только в пятницу.

Помощь идет

«Мы пытаемся переломить ситуацию в лучшую сторону», — отметил командующий Виктор Федоров.

Экипажу батискафа по звукоподводной связи рекомендовано «экономить электроэнергию и не предпринимать активных действий», — добавил Игорь Дыгало.

Пытаясь освободить батискаф от пут, экипаж серьезно истощил запасы электроэнергии.

Как ранее сообщил Дыгало, командование ВМФ запросило помощь у тихоокеанского флота США в деле подъема батискафа.

По данным Дыгало, самолет ВВС США должен доставить с базы в Сан-Диего (Калифорния) в Петропавловск-Камчатский два глубоководных дистанционно управляемых аппарата «Супер Скорпион», откуда морем они будут доставлены на место спасательной операции. Самолет должен вылететь из США в 22:30 по московскому времени. Вместе с аппаратами на Камчатку отправятся 30 американцев, обслуживающих «Супер Скорпионы», которые способны резать стальные тросы.

Великобритания также официально предложила России помощь в деле спасения экипажа батискафа, сообщили Интерфаксу в британском посольстве в Москве. Лондон предложил использовать для спасения подводников британский аппарат дистанционного управления «Скорпион», который также способен резать тросы, но для его доставки на Камчатку потребуется 11 часов.

К месту аварии также направляются четыре японских корабля — два тральщика, научно-исследовательское судно, предназначенное для спасения подводных лодок и проведения работ на больших глубинах, и корабль сопровождения.

На борту исследовательского судна есть батискаф, который может опуститься опустится рядом с «Призом» и обрезать то, что держит аппарат и не дает ему подняться.

Японские корабли смогут подойти в район проведения спасательной операции, если не ухудшатся погодные условия и не произойдет ничего непредвиденного, не ранее понедельника.

Дыгало отметил, что спасательная операция будет осуществляться независимо от времени подхода иностранной помощи.

Один из участников спасательной операции заявил bbcrussian.com, что катастрофы в происходящем с батискафом нет.

«Я понимаю, что многие вспомнили «Курск», но сейчас другая ситуация. Моряки живы, у них есть ресурсы жизнеобеспечения, главное — есть воздух и велики шансы на их спасение», — сказал участник операции владивостокскому журналисту Дмитрию Климову.

Фрагмент сети?

В первой половине четверга подводный аппарат, являющийся составной частью спасательного судна Тихоокеанского флота, совершал штатное погружение в районе бухты Березовая.

Во время погружения аппарат оказался обездвижен: винт остановился, и аппарат не смог подняться на поверхность.

Как говорится в сообщении пресс-службы ВМФ России, «в ходе плановых работ… подводный аппарат АС-28 задел винтом фрагмент рыболовной сети».

Позднее командующий Тихоокеанским флотом Виктор Федоров заявил, что аппарат зацепил еще и подводную антенну системы берегового наблюдения, которая закреплена на грунте якорем весом в 60 тонн, который при подъеме батискафа придется подорвать.

На заводе-изготовителе опровергли первоначальную информацию о том, что батискаф находился в аварийном состоянии.

пятница, 05 августа 2005 г., 18:36 GMT 22:36 MCK

Би-би-си

*