МиГ между прошлым и будущим. 100 лет со дня рождения отца отечественной реактивной авиации
Сегодня – 100 лет со дня рождения Артема Микояна, человека, которого историки и конструкторы называют отцом отечественной реактивной авиации. Под его руководством было создано семейство военных самолетов МиГ. Сейчас в мире эти машины знамениты не меньше, чем легендарный автомат Калашникова.
У раритетного МиГ-3 – первого серийного истребителя легендарной теперь марки — они собирались с самого утра. То, что позднее назовут историей авиации, создавали эти самые люди — конструкторы, инженеры, испытатели, ученики Артема Микояна. Кабинет трудно назвать мемориальным. Кажется, Микоян был в обшитом дубом кабинете всего-то минуту назад. На столе, за которым он проводил времени уж точно больше, чем за обеденным дома, — его ручка, рабочие документы, чертежи первых моделей. Здесь получили первые очертания известные нынче во всем мире боевые крылья Родины. «Вот стол, за которым Артем Иванович дома сидел, — показывает заместитель генерального конструктора самолетостроительной компании «МиГ» Андрей Карасев, — специально сделали выдвижной столик. А вот телефон, которым он пользовался».
Сначала еще императорский завод «Дукс» выпускал дрезины и велосипеды, в гражданскую – аэропланы, а потом Микоян создал на его базе секретное КБ. Знаменитые МиГи появились еще до войны и стали легендами неба. 60 тысяч боевых машин в 40 странах мира. Быстрее скорости звука, маневреннее беркута — они полностью изменили представление о возможностях боевых самолетов. «Самолеты МиГ ворвались в эпоху реактивной авиации, и эту эпоху реактивной авиации МиГи и создали», — говорит директор ОКБ имени Микояна Владислав Барковский.
Похожее на нервно пульсирующее легкое всеракурсное сопло. Это такой боевой суперруль. Оснащенный им самолет умеет, как говорят летчики, ворочаться на спине, лететь хвостом вперед, а может вообще не лететь, просто замирать в воздухе без движения на дыхании одних лишь двигателей. МиГ-29 – российский истребитель нового поколения. «Это можно расценивать как какую-то акробатику, эквилибристику и прочее, но это не так. Это раньше термин родился – «сверхманевренность». Это возможность в любой момент времени в любой точке траектории мгновенно довернуть ось оружия на противника, если говорить о боевом применении этого самолета», — объясняет летчик-испытатель самолетостроительной компании «МиГ» Павел Власов.
В корпорации, впрочем, это не единственная современная разработка — новую обещают совсем скоро. Юбилей великого конструктора – это юбилей знаменитого КБ, потому что, если быть исторически точным, ему ну никак не меньше века. Впрочем, столетие – возраст для «корпорации скоростей» не такой уж большой. Вот уж действительно, есть только миг между прошлым и будущим. Когда работаешь с небом, в этом уже не остается сомнений.
Дмитрий Кайстро
05.08.2005 17:44
*