Подозрения депутата Госдумы Александра Лебедева по поводу кинопроекта «Первого канала» подтвердились: телеканал не потратил ни копейки на масштабную рекламу блокбастера «Турецкий гамбит» в своем эфире. И даже несмотря на эту экономию, фильм, собравший в прокате $19 млн, получил менее $2 млн прибыли.

Премьера снятого по заказу «Первого канала» отечественного кинофильма «Турецкий гамбит» сопровождалась оглушительной рекламной кампанией, особенно заметной зрителям самой первой кнопки. Хотя фильм был объявлен российским рекордсменом по кассовым сборам, депутат Госдумы и член «Единой России» Александр Лебедев усомнился в экономической эффективности кинобизнеса телеканала, 51% которого принадлежит государству. Он направил запрос о проверке в Счетную палату. «Меня волнует, получены ли «Первым каналом» деньги за эфирное время. — говорил Лебедев. — Пусть Счетная палата проверит, размещалась реклама фильма по рыночным расценкам или нет».

Опубликованные Счетной палатой результаты проверки полностью подтвердили подозрения депутата: общие расходы канала на рекламу фильма в своем эфире составили 2,5 млн руб., из которых 2,2 млн руб. — «расходы на связь». А 573 минуты рекламного времени, потраченные на раскрутку блокбастера, канал оплачивать сам себе не стал. Между тем стороннему рекламодателю пришлось бы заплатить за это $4,5-5 млн, считает эксперт медиабаингового агентства Pro Media.

Реклама «Турецкого гамбита» через другие носители (в печатных СМИ, на афишах и в буклетах) стоила $1,1 млн — это следует из данных, приведенных аудитором Сергеем Агапцовым. По его заключению, фильм, собравший в прокате свыше $19 млн (с 22 февраля по 1 мая), принес самому «Первому телеканалу» $7,7 млн дохода и $1,7 млн чистой прибыли. Правда, по данным TNS Gallup Media, ролики «Гамбита» крутились на каналах СТС, «Муз-ТВ», «Спорт» и ТНТ. Если бы аудиторы учли эти расходы «Первого», результат должен был бы оказаться еще скромнее.

Директор общественных связей «Первого канала» Игорь Буренков отказался сравнивать прибыль от кинопроекта с тем, что канал мог заработать просто на продаже 573 минут потраченного на раскрутку «Гамбита» рекламного времени. Компания ожидает новых доходов от коммерческой эксплуатации фильма, говорится в отчете СП. Как подтвердил «Ведомостям» Буренков, «Первый канал» планирует еще и показ одноименного телесериала.

Никаких нарушений законодательства в финансировании проекта «Турецкий гамбит» Счетная палата не обнаружила.

Инициатор проверки Александр Лебедев признался «Ведомостям», что прочитал отчет СП «только по диагонали», но, даже изучив незначительную часть документа, он не согласен с выводами аудиторов. «Рыночная цена 1 минуты на «Первом канале» может достигать $80 000, а они размещали за копейки! — негодует депутат. — И я еще задам вопросы Счетной палате, как они их проверяли и как считали расходы на рекламу».

Хотя формально аудитор Счетной палаты прав, отмечает руководитель корпоративной практики компании «Вегас-Лекс» Анна Худанова. Как она разъяснила «Ведомостям», в данном случае нельзя говорить об «упущенной выгоде», поскольку это понятие применяется, только когда один хозяйствующий субъект лишился возможности заработать из-за действий другого.

Но ни один другой фильм, кроме «Ночного дозора» и «Турецкого гамбита», не имел

возможности проводить такую масштабную рекламную кампанию на ТВ, констатирует гендиректор кинопродюсерской компании «Топ-Лайн» («Даже не думай — 1, 2», «Личный номер», «Сматывай удочки», «Мечтать не вредно») Сергей Грибков. По его словам, весь рекламный бюджет его фильма «Личный номер», который также рекламировался на «Первом», составил около $2 млн. Расходы «Гамбита» на «наружку» и «прессу» Грибков считает «сопоставимыми с другими блокбастерами».

«Турецкий гамбит» – второй крупнобюджетный российский фильм, снятый по заказу «Первого канала». В прокат он вышел 22 февраля и за месяц собрал рекордные для российского кинопроката $18 млн, обогнав предыдущий фильм «Первого канала» «Ночной дозор». По данным Счетной палаты, к 1 мая «Турецкий гамбит» собрал в кинотеатрах $19 млн. Акционеры ОАО «Первый канал» – Росимущество – 38,9% акций, ФГУП «ИТАР-ТАСС» – 9,1%, ФГУП «ТТЦ» – 3%, ЗАО «ОРТ-КБ» – 24%, ООО «РастрКом 2002» – 14%, ООО «ЭберЛинк» – 11%.

Екатерина Долгошеева

Татьяна Лысова

Ведомости

05.08.2005, №143 (1424)

"Ведомости"

*