«Новые Известия» продолжают расследование воровства в супермаркетах. Мы уже писали о том, как посетителей обманывают кассиры и продавцы магазинов, рассказывали, как покупатели обворовывают друг друга. На этот раз речь пойдет о том, как воруют у хозяев супермаркетов – покупатели, продавцы с кассирами и охранники. Масштабы криминального явления таковы, что вполне законопослушные граждане, сами того не зная, вынуждены оплачивать потери супермаркетов – по нашим сведениям, до 5% в цене товаров, которые мы покупаем, заложены на магазинные кражи. С ворами борются и рублем, и общественным порицанием, и кулаками, но хищений не становится меньше. >>>

Новая для России система открытой торговли порой пробуждает низменные инстинкты.

Как рассказал «НИ» Юрий Полетаев, эксперт Аналитического центра Юрия Левады, «точной статистики краж в супермаркетах нет и быть не может». Причин тому несколько: «Во-первых, лишь в одном случае из десяти удается схватить вора за руку, во-вторых, как ни странно, сами магазины не спешат делиться такими цифрами». Однако, по словам специалиста, исследования социологов говорят о том, что в среднем воровство в каждом магазине составляет примерно 2–3% от его оборота. «Причем не менее половины общего объема хищений приходится на персонал», – подчеркнул эксперт. В пресс-службе МВД России «НИ» сообщили, что непосредственно по воровству в супермаркетах у них также никакой статистики не ведется, однако в целом хищения составляют более половины всех совершаемых преступлений. Из всего же объема хищений, по словам сотрудников министерства, не менее 5% приходится на магазинные кражи.

Кто нечист на руку

Николай Ершов, руководитель одного из частных охранных предприятий (ЧОП), занимающихся в том числе и охраной столичных магазинов, рассказал «НИ», что чаще всего крадут из супермаркетов несовершеннолетние. «Обычно малолетки идут на такие преступления не из-за нужды, а из чувства азарта», – отметил он. Другая значительная категория похитителей, по словам специалиста, «алкоголики, бомжи и прочие падшие люди». Кражи, совершенные ими, как правило, легко пресекаются, поскольку действуют они, «не предпринимая никаких предохранительных мер». Впрочем, отметил г-н Ершов, «в большинство магазинов подобных персонажей даже на порог не пускают».

Тем не менее, как выяснили «НИ», немало краж совершается и обычными гражданами, вполне законопослушными вне стен торговых залов. Как рассказал нам охранник одного из столичных супермаркетов Константин В., чаще всего воруют вино, чай или кофе: «При этом рассказывают сказки, что дома у них умирает больная бабушка, которой не на что купить хлебушка и лекарств, а с полок тащат не булку, а самый дорогой импортный кофе».

В опрошенных «НИ» супермаркетах нам рассказали, что летом обычно происходит спад воровства, в середине осени число краж заметно растет, а пик приходится на зиму. Объяснение простое: в холода значительно легче спрятать украденный товар под одеждой.

Откровения профессионала

Кроме «любителей», есть и настоящие «профи» магазинного воровства. По словам специалистов, процент их мал, зато ущерб в денежном эквиваленте не сравнить с украденной банкой пива, да и поймать настоящих жуликов весьма сложно. «НИ» удалось побеседовать с одним из таких профессионалов. Назовем его Николаем. Он представитель так называемого «движения «евробомжей». Это в некотором смысле экстремальный и откровенно криминальный вид спорта, как, скажем, футбольное хулиганство. Суть его сводится к тому, что молодые люди колесят по Европе с минимумом денег в кармане. Правил в этой игре масса, но одно из основных состоит в том, что настоящий «евробомж» не имеет права ничего покупать в супермаркетах – он должен исключительно воровать. Технический уровень слежения на Западе несколько выше российского, следовательно, вернувшись из своего путешествия, отечественный «евробомж» становится носителем солидного багажа знаний и опыта магазинного воровства.

«Наши в российских магазинах не воруют, европейцы – другое дело», – сразу же заявил Николай, опередив вопрос «НИ». По словам «эксперта», на Западе полностью доверились технике, что их и губит. Чтобы не создавать нездоровый ажиотаж вокруг откровений этого «спеца», ограничимся лишь его признанием о том, что главный инструмент, который используют «евробомжи» против электромагнитных датчиков, – это обычная бытовая фольга.

В ходе беседы выяснилось, впрочем, что Николай все же посвящен в тонкости не только европейской, но и российской охраны магазинов. По его словам, во многих наших супермаркетах в целях экономии используются лишь муляжи камер слежения, которые вешают для запугивания потенциальных похитителей. «К тому же по нашему закону видеозапись не может быть представлена в качестве доказательства преступления», – напомнил собеседник. Главный же принцип его идейных соратников – воровать часто, но понемногу. «К уголовной ответственности можно привлечь только в случае значительного хищения», – пояснил логику этого постулата Николай. «Действительно, уголовная ответственность наступает при хищении вещей на сумму более 6 МРОТ, то есть 600 руб.», – подтвердил «НИ» слова «эксперта» адвокат Михаил Татьянок.

Борьба без правил

Из магазинов европейских стран ежегодно крадут вещей на десятки миллиардов евро.

По мнению генерального директора «Агентства исследования и предотвращения мошенничества» Игоря Чумарина, защититься от магазинных воришек не так сложно. «Необходимо размещать стеллажи с товаром так, чтобы они не загромождали торговый зал и обеспечивали хороший перекрестный обзор, не выставлять дорогостоящие товары без надлежащей защиты, а мелкие – рядом с выходом из магазина», – рекомендует специалист. Охранникам же, по его словам, нельзя поворачиваться к покупателям спиной, а при встрече взглядами необходимо смотреть в глаза. «Следуя этой простейшей технике, можно свести воровство покупателей к минимуму», – подчеркнул г-н Чумарин.

Способы борьбы с потенциальными преступниками у сотрудников охраны разнообразны. Иногда на них стараются воздействовать рублем, заодно и заработав при этом. Во многих супермаркетах существует такая практика: при выявлении похитителя ему предлагается оплатить товар в тройном размере, а «вырученная» сумма переходит к задержавшему вора охраннику в качестве премии. В некоторых магазинах воров фотографируют для специально вывешенного в зале стенда, в других заводят картотеки «проштрафившихся» клиентов, чтобы в следующий раз сразу взять их на заметку, да и просто чтоб им было стыдно впредь попадаться людям на глаза. Впрочем, случается, что жуликов воспитывают и кулаками, однако позволяют себе подобное лишь в тех случаях, когда абсолютно уверены в том, что на экзекутора не пожалуются.

Жертвой ретивой охраны может стать и настоящий вор, и покупатель, на которого лишь пало подозрение. «НИ» уже писали о том, как вести себя в ситуации, когда законопослушному гражданину вдруг ни с того ни с сего начинают «шить дело». Кратко повторим еще раз: любые меры воздействия и наказания в конфликтной ситуации может применять только милиция. Магазинные охранники в ней не служат, поэтому до приезда государственных правоохранителей предпринимать ничего не имеют права. На этом и стоять.

Чужой среди своих

Сами сотрудники как небольших, так и крупнейших сетевых магазинов воруют у своих хозяев и деньги, и товары. Хищения происходят и на бумаге, и на компьютере, и на складе, и в самом торговом зале. Рабочий склада прячет небольшого размера товар в пустую тару или в отходы, а доставляя по заказу администратора в торговый зал крупногабаритное изделие, заодно вывозит что помельче. Охранник вульгарно крадет в ночную смену. «За воровство в нашем магазине за этот год возбуждено два уголовных дела на наших же сотрудников», – рассказал «НИ» охранник одного из крупных супермаркетов столицы Константин. Менеджер большого супера Дмитрий Крайнов рассказал, что раз в несколько месяцев «в профилактических целях» у них меняются продавцы во всех «ответственных» отделах, типа мясного.

Однако совершать хищения в одиночку – достаточно рискованное занятие. Как удалось выяснить «НИ», чаще всего в магазинах, где воровство цветет особенно пышным цветом, действуют целые преступные группы, находящиеся в сговоре: кассиры с охранниками, продавцы с администраторами, грузчики с продавцами – комбинации могут быть любые.

В крупных сетевых магазинах, полностью зависимых от систем автоматизации, воровство персонала выходит на высокотехнологичную ступень. Как рассказал «НИ» начальник отдела автоматизации одной из торговых сетей Леонид М., наиболее распространены в таких магазинах электронные программы – IBS Trade и «Домино». «Взломать их практически нереально, – считает Леонид. – Во всяком случае, я не знаю таких гениев». Однако, по его словам, и в этом случае можно воровать – «достаточно хорошо разбираться в тонкостях программы и играть на незнании начальства в этой области». Успешнее всего, как отметил собеседник, воровство поставлено там, где в нем участвуют менеджеры или работники склада. «Несложный путь – списание товара как испортившегося, – рассказывает Леонид. – Руководство не обращает на это внимания, если не наглеть, а прибавка к жалованью приличная». Есть, по словам специалиста, и еще более беззастенчивые способы хищения: «При инвентаризации берешь и учитываешь один и тот же ящик водки несколько раз. Разницу, как говорится, в карман».

Счет покупателю

На краже попалась даже Вайнона Райдер.

Хозяева магазинов покрывают недостачи, вызванные хищениями, самыми разными способами. «В советское время, – рассказывает «НИ» бухгалтер Елена Караваева, – в бюджет магазинов самообслуживания закладывалась статья списания «на забывчивость покупателей». «Сейчас подобная статья списания тоже есть, однако она составляет лишь 0,4% от общей суммы недостачи», – отметила г-жа Караваева. Однако, как утверждают эксперты, потери от воровства практически всегда больше, чем предусмотрено этой статьей.

Как рассказал «НИ» системный администратор одного из столичных суперов Борис К., «при инвентаризации выявляется общий размер недостачи». Далее, по словам специалиста, производится анализ на предмет выявления похищенных товаров, «а затем принимается решение: кто покроет недостачу». В крупных сетевых магазинах, где по договору работают ЧОПы, чаще всего ответственность за хищения несут именно охранники. «Однако нередко случается, что покрывать недостачу приходится продавцам», – отмечает собеседник «НИ».

Вместе с тем, утверждает он, многие магазины изначально закладывают в торговую наценку возможное хищение. Это поднимает цену товара на 3–5%. Покупатель фактически покрывает расходы и по охране торговцев от потенциальных жуликов. Например, комплекс защитных систем в небольшом супермаркете стоит как минимум 10 тысяч долларов плюс несколько сотен долларов ежемесячно тратится на расходные материалы. Охранник получает в среднем около 15 тыс. руб., и эту зарплату ему в конечном счете тоже платит покупатель.

«В каком магазине, как и за счет чего происходит списание, вам нигде не скажут, – сообщил «НИ» налоговый инспектор Александр Коновалов. – Ведь эта информация может заинтересовать фискальные органы, поэтому каждый крутится, как может».


СПРАВКА

Как сообщили «НИ» в сети гипермаркетов «Мосмарт», только за июнь–июль 2005 года сотрудниками охраны за попытки воровства были задержаны 932 человека. В отношении 51 из них возбуждены уголовные дела по ст. 158 (кража) и 159 (мошенничество) УК РФ. Сумма предотвращенного ущерба в сети «Мосмарт» составила 397 284 руб.

Большие надежды возлагают на микрочипы

В Великобритании для наблюдения за товарами в супермаркетах сети «Теско» проводится эксперимент, в котором участвует компания «Жилетт». К упаковкам бритвенных лезвий этой марки прикреплены крошечные ярлыки, в которые встроен радиоидентификационный микрочип (РИМ), позволяющий отслеживать движение товара. В эксперименте будет использовано около 500 млн. таких «умных» микрочипов. В случае успеха специалисты планируют распространить подобную систему идентификации и на другие товары (включая пищевые). Это даст возможность контролировать потоки товаров, срок их годности, а также бороться с воровством в супермаркетах. Несмотря на потенциальные преимущества РИМ перед привычным штрихкодом, аналитики считают, что новая система не станет эффективной до тех пор, пока стоимость ярлыков не упадет с 50 до 5 пенсов за штуку.

Чемпионы по воровству

Само понятие shoplifter, то есть «магазинный вор», родилось в Америке в середине 40-х годов прошлого столетия – именно тогда в Штатах появились первые магазины самообслуживания. Сегодня лидером по воровству в супермаркетах является Великобритания. По данным британского Центра исследования розничной торговли, магазинные воришки крадут там товаров более чем на 4 млрд. фунтов ежегодно, что составляет около 2% ежегодного оборота розничной торговли в стране. За такие преступления в течение года задерживают около 500 тыс. человек. Вторыми по объему краж идут французы, третьими – греки. Всего же, по подсчетам социологов, с июля 2003 по июнь 2004 года в магазинах стран Европейского союза украли товаров на сумму в 30,8 млрд. евро. Это составило 1,34% оборота опрошенных компаний. 48% убытка продавцы понесли по вине покупателей, которые вынесли из магазинов без оплаты товаров на сумму в 15 млрд. долларов. 29% товаров украли у владельцев магазинов их собственные сотрудники. Еще 9% – не довезли до магазинов поставщики.

Что воруют европейцы

В 2003 году Европейский институт торговли (EHI) составил общеевропейский рейтинг «товаров, наиболее подверженных воровству». Как показали исследования, неоспоримым фаворитом среди «несунов» оказались презервативы. В среднем 57,7% этих товаров в магазине остаются неоплаченными. При этом лишь 33% похищенных презервативов пропадают в торговом зале, остальное воровство, видимо, происходит на складе. Эксперты EHI отмечают, что при хищении этого товара значительную роль играет не только малый размер его упаковки, но и чувство стыда, возникающее у покупателя на кассе, которое и подвигает его на преступление. На втором месте – женское белье. Исследования показали, что по этой группе товара воруют до 27% изделий. Причем, как выяснили специалисты EHI, процент хищений весьма стабилен и не зависит от конкретных марок. Далее следуют бритвенные лезвия (20%), шоколад (17,1%), тампоны и прокладки (17%), батарейки и аккумуляторы (16,2%), а также спиртные напитки (7,3%).

Кто только не ворует

Джанис КАРПИНСКИ, бригадный генерал армии США, командовавшая печально известной тюрьмой «Абу-Грейб» в Ираке, в мае 2005 года была разжалована в полковники за издевательства над заключенными. Однако в ходе следствия выяснилось также, что г-жа Карпински скрывала от командования факт ее ареста за кражу в гарнизонном магазине несколько лет назад.

Юлия ОБЕРТАС, член сборной России по фигурному катанию, 25 января 2003 года после окончания чемпионата Европы в шведском городе Мальме была задержана в одном из местных универмагов при попытке вынести под одеждой нижнее женское белье на сумму 45 долларов. Российскую спортсменку оштрафовали на 100 долларов.

Ольга КОРБУТ, четырехкратная олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, 31 января 2002 года была задержана в США за вынос из супермаркета товаров на сумму чуть более 19 долларов. Бывшая советская спортсменка, с начала 90-х годов живущая в Америке, объяснила этот факт рассеянностью. Суд обязал Корбут пройти специальный курс лечения у психологов стоимостью 330 долларов.

Вайнона РАЙДЕР, американская киноактриса, была арестована 12 декабря 2001 года в одном из крупных магазинов престижнейшего района Лос-Анджелеса Беверли-Хиллз за попытку кражи одежды на сумму более 5,6 тыс. долларов. Райдер осудили и приговорили к трем годам условного срока, 480 часам общественных работ и штрафу в размере 10 тыс. долларов.

Матиас РУСТ, знаменитый немец, который в 1987 году посадил свой самолет «Сессна» на Красной площади, в 2001 году попался в Гамбурге на попытке украсть из магазина свитер стоимостью 81 доллар. Суд оштрафовал бывшую знаменитость на 4,5 тыс. долларов.

Андрей СУСАРОВ


АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

05.08.05

пятница

«Новые Известия»

***