Событие было запланировано заранее и объявлено. Однако журналисты, которые стали его свидетелями, такого все равно не ожидали. Корреспондент ЭХА был среди них. Против лома, как известно, нет приема. А против людей в масках и с автоматами наперевес – тем более. Тихий и спокойный поселок Екатерининские валы сегодня превратился в место боевых действий. Антитеррористической операции против мирных людей. Об этом говорили сами жители.

Их ждали, поэтому нельзя сказать, чтобы они появились незаметно. Судебные приставы, подмосковная милиция и другие силовые структуры приехали на целой веренице машин и автобусе. О приезде нежеланных гостей возвестил набат, который разнесся над всем поселком.

А дальше начался штурм. Пока журналистов отвлекали маловразумительными ответами, группа спецназовцев в масках и автоматами перелезла через забор. Не помог даже заместитель уполномоченного по правам человека ВАЛЕРИЙ БАКУНИН. На его удостоверение приставы не обратили внимания. Дальше стали избивать охранников, журналистов выгнали за ворота, а местных жителей ставили лицом к стенке.

Почти никого из представителей СМИ внутрь не пустили. Владельцы одного из домиков – семья Смирновых – пытались оказать сопротивление. Итог печален – Андрея Смирнова, который вступился за свою жену, не просто избили, но еще и надели на него наручники. Словно он был какой-то преступник. Ему стало плохо, сердце не выдержало — появился врач, сделал укол. Мой дом — моя крепость и ее защищали, как могли. Вылили даже ведро воды на сотрудников службы судебных приставов. Но это их намерений не охладило, совсем напротив. Выбив стекло в двери на веранде, они вломились в домик. За всей этой картиной внимательно наблюдали не только с земли, но и с воздуха. Над поселком барражировал вертолет.

Сломив сопротивление, перешли к решительным действиям. В доме Смирновых принялись описывать имущество. При этом, не давая родственникам забрать необходимые вещи. В доме по соседству заработали ломами и болгарками – начался снос.

Кстати о домиках. Пресса писала, что Екатерининские валы – это коттеджный поселок. Но это не так. Видел собственным глазами. Обычные, деревянные двухэтажные домики, за исключением одного кирпичного. Но его пока не тронули. Сегодняшний день люди, в том числе Смирновы, запомнят надолго.

Пока звенели ломы, друзья жителей в Екатерининских валах крутили на ноутбуке музыку. “Don’t warry be happy”, — раздавался знакомый голос. Счастливым быть в тот момент не получалось. В отличие от приставов и их силовиков, которые вели себя словно дома, один из них даже взгромоздился на подвесные качели около домика. И… тут же упал под общий хохот своих товарищей. «Ну вот и пришло возмездие» — мрачно сказал один из местных жителей. Один из тех, кто в одночасье лишился своего дома. Вода около которого кстати абсолютно чистая.

Надо сказать, что дело вокруг поселка Екатерининские валы тянулось около двух лет. И даже попытка снести дачный поселок была уже третья. Первая и вторая не удались, потому что жители в буквальном смысле слова бросались под колеса бульдозеров.

В апреле 2003 года суд выписал исполнительный лист на снос 13 коттеджей в поселке Екатерининские Валы, поскольку их владельцы не имеют обязательного экологического заключения. Хозяева домов возражали, что и не могли иметь такого документа, поскольку закон об обязательной экологической экспертизе вступил в силу в 95 году, а они начали проживать в коттеджах с 1991 года. Первая попытка сноса была предпринята 28 февраля этого года. Судебные приставы, команду которых возглавил лично зам руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, приехали в Екатерининские валы с бульдозером. Однако владельцы строений и жители деревни защищали своё имущество плечом к плечу. Как рассказывал сам Митволь, цитирую, «человек двадцать с детьми вышли навстречу технике. А милиция стояла в это время в стороне и курила». После этого инцидента жители подали иски в Солнечногорский районный суд с требованием запретить снос, но тот 10 марта им отказал. Им было рекомендовано самим добровольно снести свои дома. Этого никто не сделал. Вторая попытка датируется 12м июля этого года. Судебные приставы приехали в деревню вместе с природоохранниками и захватили с собой на сей раз несколько рабочих с ломами и «болгарками» – бульдозеров брать не стали. Жители, однако, сменили тактику — хозяев дома не оказалось, а без них судебные исполнители не решились на снос.

Обозреватель Юлия Латынина считает все причины, которыми официально объясняется снос домов в поселке Екатерининские валы, лишь поводами. Свое мнение она высказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«К поселку предъявляют разные претензии: то дома стоят близко к воде, то здания были куплены незаконно, — отметила она. — Когда есть пять причин сноса, понятно, что все они являются лишь поводами, а причина в другом».

«Земли колхоза за поселком обанкрочены крупной бизнес структурой, за которой, как говорят жители поселка, стоит банкир Веремеенеко, — сказала Ю.Латынина. — Не знаю, так ли это или нет, но судья, которая приняла решение о банкротстве колхоза, — это та же самая судья, которая признала незаконным поселок Екатериниские валы». «Если поселок будет снесен, и земли колхоза получат доступ к воде, это увеличит стоимость этих земель во много раз», — заметила она.

«На Истринском водохранилище есть много домов, которые стоят к воде ближе, чем поселок Екатериниские валы, но как мне говорили, они принадлежат генералам ФСБ, — отметила Ю.Латынина. – А в поселке Екатеринские валы живут люди небогатые».

На месте снесенных домов поселка «Екатериниские валы» в ближайшее время ничего построено не будет, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» замглавы Росприроднадзора Олег Митволь.

По его словам, на этом месте «будет водоохранная зона».

«По действующему законодательству, застройка этого участка невозможна, — подчеркнул О.Митволь. — Если депутаты Госдумы изменят законодательство, то тогда и будем смотреть».

Что касается слухов о том, что на месте снесенных домов будет построен яхт-клуб и в этом заинтересован банкир Веремеенко, то, как отметил О.Митволь, никаких документов на этот счет нет. «Это грамотный пиар-ход, и его целью является попытка не исполнить решение суда», — считает он.

«О Веремеенко говорили с самого начала, но в июле приставы приезжали к месту событий с семью рабочими, потому что на большее не хватило денег, — отметил О.Митволь. – Если бы кто-то был заинтересован в этом сносе, деньги бы нашлись».

По мнению другого обозревателя ЭХА, Сергея Доренко, закон, конечно, должен быть исполнен, никто в этим не спорит. Однако государству следовало бы хотя бы компенсировать владельцам домов потерю имущества. Надо было бы также наказать виновных в незаконной застройке в природоохранной зоне.

Сегодня, однако, речь не шла не только о компенсации жителям – напротив, выяснилось, что им предстоит самим оплатить снос своих домов и вывоз строительного мусора, причем в трехкратном размере.

Как сказал официальный представитель службы судебных приставов Анатолий Гара, если владельцы домов откажутся, это будет сделано за счет их имущества – его описывали перед сносом. Более того, выяснилось, что организация-подрядчик, которая выиграла тендер на снос дачного поселка, уже оценила проведенную подготовительную работу – она стоит миллион рублей.

К вечеру, правда, в поселке наметились первые признаки компромисса между жителями и представителями правоохранительных органов. Как замечает корреспондент ИТАР-ТАСС, после серии телерепортажей, которые напоминали фронтовые сводки, судебные приставы начали договариваться с людьми о добровольном сносе построек в течение месяца. К такому решению вроде бы уже пришли большинство владельцев домиков, и уже подают об этом заявления – так, по крайней мере, говорят в службе судебных приставов.

Тем временем ближе к вечеру стало известно, что в Верховном Суде России получили надзорную жалобу жителей дачного поселка. Пресс-секретарь Верховного Суда Павел Одинцов признал, что на днях эта жалоба поступила, и сейчас суд решает, принимать ее к рассмотрению или нет. Для этого у суда есть четыре месяца. Пресс-секретарь не исключил, однако, что Верховный Суд примет решение раньше.

Представитель правительства РФ в судах высшей инстанции юрист Михаил Барщевский считает историю со сносом построек в подмосковном поселке Пятница «возмутительной».

Как заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы», с формальной стороны действия судебных приставов законны, поскольку Верховный суд, в который жители поселка подали жалобу, не приостанавливал исполнение решения нижестоящих судов.

«Но и есть неформальная сторона вопроса, которая заключается в том, что эти люди построили свои дома, не просто самовольно захватив землю, а получив разрешение на строительство. Потом суд признал эти разрешения не соответствующими закону, но их выдавали органы государственной власти», — заметил М.Барщевский.

«Если людям в свое время выдали разрешения необоснованно, неправильно, это не их вина», — подчеркнул он.

«Эти дома если и можно сносить, то только в том случае, если этим людям будет выплачена компенсация в полном объеме со всеми вытекающими последствиями, как в случае, когда происходит отвод земель под госнадобности», — считает М.Барщевский.

«Кроме того, я не слышал, чтобы кто-то провел экологическую экспертизу и установил, что эти дома действительно наносят какой-то вред экологии, — добавил он.- Если бы, допустим, провели анализ воды и установили наличие нехорошего сброса, который портит воду в природоохранной зоне, дали людям срок на устранение, но они бы не устранили – тогда сносите».

«А так получается, что за ошибки власти расплачиваются простые граждане. Это самое возмутительное в этой истории», — сказал М.Барщевский.

Если же Верховный суд удовлетворит жалобу жителей поселка Пятница, то «они взыщут всю стоимость с государства, и расплачиваться за действия Минприроды будет бюджет, то есть опять же налогоплательщики, граждане», заключил юрист.

04.08.2005

Эхо Москвы

*