Ситуация на рынке легковых автомобилей России

Объем продаж на российском автомобильном рынке по итогам первого полугодия 2005 года вырос на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Рост доходов населения и большая масса свободных денежных средств в обращении определили устойчивый спрос на все автомобили, в том числе и марки LADA.

Всего за I полугодие 2005 года на российском рынке продано 297 417 автомобилей LADA. С учетом производства ЗАО «РосЛада» и ОАО «ИжАвто» в первом полугодии было реализовано 326 636 автомобилей LADA. В июне 2005 года ОАО «АВТОВАЗ» увеличило объем продаж автомобилей в России относительно соответствующего периода предыдущего года на 10% до 55 360 автомобилей.

Продажи подержанных иномарок за I полугодие 2005 года сократились на 13% до 108 500 автомобилей против 126 000 автомобилей в I полугодии 2004 года.

17 мая 2005 года ОАО «АВТОВАЗ» отгрузило предприятиям сервисно-сбытовой сети первую партию автомобилей LADA KALINA, предназначенных для розничной продажи. До этого момента новая модель поставлялась официальным дилерам ОАО «АВТОВАЗ» только для демонстрации и тест-драйвов.

До сентября 2005 года продажи автомобилей LADA KALINA будут осуществляться в 12 регионах России. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, республики Татарстан и Башкортостан, Самарская, Свердловская, Тюменская, Пермская, Челябинская, Нижегородская, Оренбургская области и Ставропольский край. К концу года география продаж расширится до 40 регионов России.

Открытие производства автомобилей LADA KALINA состоялось 18 ноября 2004 года. Согласно производственному плану в 2005 году ОАО «АВТОВАЗ» изготовит около 20 000 автомобилей LADA KALINA. До сентября 2005 года продажи автомобилей LADA KALINA будут осуществляться в 12 регионах России. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, республики Татарстан и Башкортостан, Самарская, Свердловская, Тюменская, Пермская, Челябинская, Нижегородская, Оренбургская области и Ставропольский край. К концу года география продаж расширится до 40 регионов России.

В целом, автомобильный рынок в первом полугодии был активным, что дает основание для реализации намеченных планов производства и продаж.

Результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности

За 1 полугодие 2005 года в ОАО «АВТОВАЗ» произведено 335 000 автомобилей.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 61,9 млрд. рублей, что на 2 млрд. рублей или 3,4 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Чистая прибыль за шесть месяцев 2005 года составила 2,6 млрд. рублей.

Основные финансовые коэффициенты на 30 июня 2005 года находятся в интервале рекомендуемых нормативных значений, что подтверждает положительную оценку финансового состояния общества: коэффициент текущей ликвидности составляет 1,16 (при нормативе от 1 до 2); коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,14; (при нормативе 0,1).

Общество продолжает выполнять обязательства по выплате текущих налоговых платежей, реструктуризированной задолженности и инвестиционного налогового кредита. Фактически в бюджеты всех уровней за 6 месяцев 2005 года ОАО «АВТОВАЗ» перечислило 5,4 млрд. рублей.

ОАО «АВТОВАЗ» инвестирует средства в развитие, обновление оборудования и технологий. За 6 месяцев текущего года на капитальные вложения направлено 2,6 млрд. рублей, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 0,7 млрд. рублей.

Общество сохраняет социальные льготы и гарантии персоналу согласно коллективному договору. К расходам на социальные льготы и гарантии относятся: частичная стоимость питания (1 пол. 2005 г. — 187 млн. руб.), стоимость проездных билетов (1 пол. 2005 г. — 58,4 млн. руб.), медицинские и страховые услуги медико-профилактической службы, частичная стоимость санаторно-курортного лечения и отдыха, частичная стоимость содержания детей в дошкольных учреждениях, прочие льготы и пособия по коллективному договору (1пол. 2005 г. — 96,3 млн. руб.).

С целью поддержания достойного уровня жизни работников при увольнении производятся платежи в негосударственный пенсионный фонд. На эти цели за 1 полугодие 2005 года выплаты составили 222 млн. рублей (за 2004 год выплачено 109,4 млн. рублей).   

Развитие сервисно-сбытовой сети

Дилерская сеть ОАО «АВТОВАЗ» включает порядка 500 дистрибьюторов и дилеров в различных регионах России.

Сегодня ОАО «АВТОВАЗ» продолжает реформирование сервисно-сбытовой сети, осуществляя переход на прямые соглашения с дилерами без посредников (дистрибьюторов). Срок выполнения данной задачи — 2005 год. Все дилеры ОАО «АВТОВАЗ» разделены на три категории. К первой категории относятся предприятия с годовым объемом поставок 2 400 автомобилей, ко второй – с объемом поставок 1 200 машин, к третьей – 600 автомобилей.

Такое разделение связано, прежде всего, с емкостью рынка в конкретном регионе. Наиболее емкими регионами традиционно, помимо Тольятти и Самарской области, являются Ростов, Екатеринбург, Краснодар, Санкт-Петербург, где в среднем реализуется до 2 000 автомобилей LADA в месяц, а в Московском регионе месячный объем продаж достигает 10 000 -12 000 машин.

В I полугодии 2005 года АВТОВАЗ поставил на экспорт свыше 46 546 автомобилей LADA, запасных частей на сумму 6 млн. 860 тысяч долларов. Намеченные планы производства и реализации автомобилей и запасных частей на экспорт полностью выполнены.

Растет программа по поставкам автокомплектов на украинские автосборочные заводы и в Казахстан – этими предприятиями были заказаны 8 000 дополнительных автокомплектов сверх плана 2005 года. На Луцком автозаводе (Украина) идет опытная сборка автомобиля LADA 110. А осенью эту модель начнут собирать в Каире, на предприятии «Лада-Египет».

В I полугодии 2005 года ОАО «АВТОВАЗ» приняло участие в международных автомобильных салонах Женевы, Лейпцига, Баку, Киева, Белграда и Литвы. ОАО «АВТОВАЗ» было награждено дипломом «За лучшую премьеру» в Баку, кубком «Хрустальное колесо» и дипломом «За лучший перспективный автомобиль» в Киеве.

Повышение качества

ОАО «АВТОВАЗ» постоянно и целенаправленно ведет работу по обеспечению качества и надежности выпускаемых автомобилей. Основой для организации этой работы является сертифицированная система менеджмента качества, разработанная в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000.

В I полугодии 2005 года аудиторы фирмы ЮТАК провели контрольные проверки четырех основных производств (сборочно-кузовное, прессовое, металлургическое, дирекция по техническому развитию), и в очередной раз подтвердили соответствие системы менеджмента качества стандартам ИСО. На ноябрь запланирован аудит ещё двух производств (механосборочное и производство пластмассовых изделий), а также всех корпоративных процессов.

Наряду с полным освоением норм ИСО 9001:2000, для дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ведется подготовка к внедрению стандарта   ИСО/ТУ 16949, который предъявляет еще большие требования к организации систем управления качеством.

По-прежнему особое внимание ОАО «АВТОВАЗ» уделяет работе с поставщиками. За I полугодие 2005 года уровень несоответствий комплектующих изделий в состоянии поставки снизился в 1,5 раза по отношению к аналогичному периоду 2004 года.

ОАО «АВТОВАЗ» приняло участие в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества. По результатам конкурса 22 июля 2005 года АВТОВАЗу вручен Диплом Правительства РФ.

Техническое развитие

До конца 2005 года предусмотрено внедрение нового оборудования для создания мощностей по производству всех трех моделей (седан, хэтчбек, универсал) автомобиля LADA KALINA в объеме 60 000 автомобилей. Для реализации этой цели:

— поставлено 1 075 единиц оборудования;

— изготовлено и введено в эксплуатацию 1 119 штампов;

— созданы новые производственные участки сварки каркаса кузова и навесных узлов, спроектированные согласно концепции так называемого «бережливого производства» (LEAN PRODUCTION);

— для окраски кузовов применяется принципиально новая технология и оборудование фирмы EISENMANN, которые позволят довести качество окраски до уровня мировых стандартов;

— новая линия сборки семейства автомобилей построена на 2-х типах транспортных систем: напольной и подвесной. Напольная транспортная система обеспечивает непрерывное перемещение кузовов. Подвесная транспортная система оснащена монорельсовым транспортом с возможностью плавного регулирования скорости. Это позволит избежать множества дефектов, связанных с качеством сборки автомобилей.

Для оснащения автомобилей семейств LADA KALINA и LADA PRIORA современными силовыми агрегатами с обеспечением норм токсичности Евро-3 принято решение о проведении модернизации 16-клапанных двигателей с увеличением объема их производства.

Для автомобилей LADA KALINA предусматривается создание 16-клапанного двигателя объемом 1,4 литра, а для автомобиля LADA PRIORA объемом 1,6 литра.

Модернизированные двигатели по сравнению с двигателем для автомобилей LADA 110 будут обладать следующими преимуществами:

— снижение расхода топлива и масла при эксплуатации;

— увеличение ресурса работы силового агрегата до 200 000 км пробега;

— снижение затрат клиента на эксплуатацию и техническое обслуживание;

— снижение выбросов СО2.

Планируемый срок начала производства модернизированных двигателей – 2007 год.

Финансовая политика Общества

28 июня ОАО «АВТОВАЗ» полностью разместило третий, рекордный по объему, облигационный заем объемом в 5 млрд. рублей. На ММВБ по открытой подписке было размещено 5 млн. облигаций номиналом в 1 тысячу рублей. Организатором и андеррайтером выпуска облигаций является «ВНЕШТОРГБАНК».

Ставка 1-го купона по облигациям ОАО «АВТОВАЗ» установлена по итогам аукциона в размере 9,7% годовых, что соответствует доходности облигаций к годовой оферте 9,94% годовых.

Срок обращения облигаций — 5 лет. Купон выплачивается 2 раза в год. Ставка по первому купону определяется на конкурсе в дату начала размещения, ставка 2-го купона равна ставке 1-го купона, ставки 3-10 купонов устанавливаются в соответствии с эмиссионными документами. Условиями выпуска предусмотрена оферта по цене 100 процентов от номинала со сроком исполнения 29 июня 2006 года.

« ВНЕШТОРГБАНК» в качестве организатора третьего выпуска облигаций ОАО «АВТОВАЗ» объявил о формировании эмиссионного синдиката облигационного займа ОАО «АВТОВАЗ». По количеству участников синдикат по размещению является рекордным за всю историю рынка российского публичного долга. Ведущими андеррайтерами размещения назначены ОАО «Банк ЗЕНИТ», ЗАО «Международный Московский Банк», ЗАО «НОМОС-БАНК», ОАО АКБ «СОЮЗ», ОАО «Вэб-инвест банк».

Полученные средства компания планирует направить на модернизацию оборудования и финансирование инвестиционных проектов.

В настоящее время в обращении находятся бумаги второго выпуска облигаций ОАО «АВТОВАЗ», который был размещен 18 февраля 2004 года (объемом 3 млрд. рублей, срок обращения 4,5 года, ставка купона — 11,78% годовых).

Положение акций ОАО «АВТОВАЗ» в 1 полугодии 2005 года

К 30.06.2005 г. средневзвешенная цена обыкновенных акций составила 681,40 руб. за акцию. Цена привилегированных акций составила 663,15 руб. за акцию.

В среднем в I полугодии 2005 года в день по обыкновенным акциям ОАО «АВТОВАЗ» совершалось 187 сделок, а среднедневной объем составил 15 462 штуки. По привилегированным акциям ОАО «АВТОВАЗ» данные показатели установились на уровне 201 и 15 069 соответственно.

Среднедневная емкость обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» по итогам 1 полугодия

2005 года составила 12 228 тыс. рублей, среднедневная емкость привилегированных акций ОАО «АВТОВАЗ» — 11 565 тыс. рублей.

Глобальные депозитарные расписки ОАО «АВТОВАЗ»

Цена ГДР ОАО «АВТОВАЗ» на Берлинской фондовой бирже по итогам 6 месяцев 2005 года выросла на 10% и составила 22 евро, на Франкфурской фондовой бирже цена не изменилась и составила 19,5 евро за одну депозитарную расписку.

Социальная деятельность общества

Социальный пакет ОАО «АВТОВАЗ» включает в себя:

— подготовку и обучение персонала, охватывающее ежегодно более 40 тысяч человек;

— обеспечение улучшенных условий труда;

— дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение — в этой программе участвуют почти 35 тысяч заводчан, а 5,7 тысячи уже получают дополнительную пенсию, размер которой составляет 20-30% от государственной. Ежегодно выходят на пенсию около 3 тысяч заводчан, в пользу каждого из них направляется единовременный пенсионный взнос в размере 20% от среднемесячной зарплаты за каждый год работы;

— дополнительное к государственному добровольное медицинское страхование; участниками программы ДМС являются в настоящее время 32 тысячи человек;

— жилищную программу, в рамках которой около 11 тысяч семей улучшили жилищные условия, и еще 3 тысячи семей заключили договоры;

— ипотечное кредитование, развивающееся бурными темпами;

— ссудосберегательную программу, в которой участвуют 56 тысяч заводчан. 30 тысяч из них в 2004 году с помощью этой программы решили свои жизненно важные проблемы.

Годовая благотворительная программа ежегодно охватывает более 23 тысяч человек. В денежном выражении помощь составляет около 15 млн. рублей, сообщает пресс-центр ОАО»АВТОВАЗ».

*