(ВН). Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев — из такого вполне экзотического списка Владимиру Путину нужно выбрать своего кандидата на пост губернатора Нижегородской области. Сегодня кандидатура наконец должна быть внесена на рассмотрение депутатов областного парламента. Хотя по закону это должно было произойти не позже 4 июля. Жестокая подковерная борьба за пост губернатора области может привести к сенсационному кадровому решению, затрагивающему всю политическую конфигурацию в России, а не только отдельно взятый регион. Речь идет о возможном назначении нижегородским губернатором вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. >>>

Поначалу вчера утром завесу тайны над кандидатурой будущего главы Нижегородской области приоткрыл представитель областного парламента в Совете Федерации Дмитрий Бедняков, заявивший, что, по его данным, президент обнародует имя кандидата 3 августа. И что это точно будет «не кандидатура действующего губернатора Геннадия Ходырева».

Спикер областного парламента, глава областного отделения «Единой России» Евгений Люлин вчера был более скрытен. Он лишь заявил, что законодательное собрание Нижегородской области (ОЗС) рассмотрит кандидатуру на пост губернатора региона 8 августа — в день, когда истекают полномочия Геннадия Ходырева. Сегодня же, по словам спикера, должны пройти консультации депутатов с кандидатами. Однако называть фамилии возможных претендентов на должность губернатора г-н Люлин наотрез отказался. При этом депутаты областного собрания, присутствовавшие на встрече с председателем парламента, подтвердили: один из ожидаемых кандидатов — не нижегородец.

Вчера же стало известно имя «не нижегородца». Информированный источник в столичном правительстве сообщил журналистам, что возглавить область может вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Получить комментарии от самого г-на Шанцева вчера не удалось, так как он сейчас находится в отпуске. Однако его пресс-секретарь Евгений Муравьев в эфире радио «Эхо Москвы» заявил: «Намерения такие, видимо, есть, они не беспочвенны». А позднее стало известно, что Валерий Шанцев собирается 3 августа приехать в Нижний Новгород для консультаций.

В то же время сам факт преднамеренного публичного обнародования фамилии будущего кандидата в такой ситуации — один из испытанных в России способов его «спалить». Тем более что противников у такого решения предостаточно.

В пресс-службе полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко «Времени новостей» не смогли объяснить, каким образом в губернаторские списки попал г-н Шанцев. Источник газеты в полпредстве лишь отметил, что в предварительном перечне кандидатов на замену пока еще действующему губернатору Ходыреву до недавнего времени фигурировало «порядка десяти персон». Среди них, в частности, были спикер нижегородского парламента Евгений Люлин, мэр Нижнего Вадим Булавинов, вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев, замминистра сельского хозяйства России Сергей Митин, сенатор от Нижегородской области Евгении Бушмин.

В итоге к вечеру полпредство признало, что в окончательный список попали два кандидата — Вадим Воробьев и Валерий Шанцев. По сведениям «Времени новостей», фамилия г-на Шанцева появилась в заветном списке с подачи так называемого «силового» крыла администрации президента, а г-н Кириенко от себя внес кандидатуру Вадима Воробьева.

В Нижегородской области сложилась нештатная ситуация, способная поколебать новый, казавшийся практически безотказным порядок назначения губернаторов. Обычно полномочный представитель президента в федеральном округе не торопясь согласовывал имена кандидатов на губернаторский пост с депутатами очередного регионального парламента. Затем подавал короткий список (не менее двух кандидатов) в администрацию президента. А глава государства вносил отобранную кандидатуру на рассмотрение регионального парламента. Там без лишнего шума выбирали устраивающего все стороны согласовательного процесса губернатора. Некоторые главы регионов поступали еще проще — добровольно писали заявления о доверии на имя президента и потом переутверждались без участия полпредства. В 2005 году по новой процедуре были утверждены главы 27 регионов.

Однако в Нижнем сценарий не прошел. Виной всему — очень плохие отношения действующего нижегородского губернатора Геннадия Ходырева с областным законодательным собранием и президентским полпредом Сергеем Кириенко. Г-н Кириенко уже давно готовил почву для передачи губернаторского кресла своему протеже Евгению Люлину, который именно с благословения полпреда и возглавил областной парламент. По неофициальной информации, в начале мая, как и положено по срокам, г-н Кириенко предложил президентской администрации список кандидатов, в котором не было Геннадия Ходырева. По всей видимости, составляя список, г-н Кириенко не учел влияния «группы поддержки» губернатора в Кремле. Г-на Ходырева, по некоторым сведениям, поддерживали не только представители силовых структур, к мнению которых в Кремле обычно прислушиваются, но и крупный бизнес.

В результате начались изматывающие кремлевско-нижегородские консультации. Евгений Люлин и Геннадий Ходырев зачастили в Москву. При этом г-н Люлин напоминал кремлевской администрации, что в полпредском списке г-на Ходырева нет, а 36 из 42 депутатов областного законодательного собрания уже дважды просили нижегородского губернатора уйти досрочно. И следовательно, не утвердят его кандидатуру, даже если ее предложит президент. В свою очередь губернатор Ходырев встречался с президентом и докладывал ему о состоянии дел в области. Президент, по словам г-на Ходырева, «доклад одобрил».

На фоне неприлично затянувшейся задержки в решении губернаторского вопроса обком КПРФ 26 июля отправил генпрокурору Владимиру Устинову жалобу на президента Владимира Путина, полпреда Сергея Кириенко и кремлевскую администрацию. В этой жалобе, по словам первого секретаря нижегородского обкома КПРФ Николая Рябова, коммунисты просят г-на Устинова дать правовую оценку действиям Владимира Путина и Сергея Кириенко, которые затянули внесение кандидатуры губернатора в региональный парламент, в результате чего дестабилизировалась ситуация в регионе.

Если нижегородским губернатором действительно станет Валерий Шанцев, это будет «нейтральное», компромиссное кадровое решение для области, но не для всей российской политической системы. Во-первых, будет создан прецедент назначения губернатором региона человека, никак с этим регионом не связанного. Во-вторых, такое назначение может стать серьезным предупреждением части кремлевской администрации мэру Москвы Юрию Лужкову. Именно Валерий Шанцев считался наиболее вероятным и желательным для самой команды Лужкова преемником мэра. Юрий Лужков не просто неоднократно заявлял о своем желании уйти в отставку в 2007 году по истечении срока полномочий, но даже успел только что провести через Мосгордуму закон, определяющий размеры пенсии экс-мэров.

Между тем уходить из большой политики г-н Лужков явно не собирается. Он ведет публичную атаку на федеральные власти сразу по двум направлениям да еще воюет с самым богатым россиянином. Мэр конфликтует с руководством «Единой России», которое обвинил в поддержке 122-го федерального закона, и прежде всего монетизации льгот. А заодно уличил в подтасовке одного из положений партийного устава, касающегося контроля местных отделений за формированием региональных партийных списков. Кроме того, г-н Лужков атакует федеральное правительство — оно, руководствуясь все тем же 122-м законом, пытается перевести в федеральную собственность земли, на которых стоят госучреждения. Сейчас в рамках исполнения столичных функций Москва предоставляет их федеральным органам власти в аренду. Наконец, третьим направлением атаки Юрия Лужкова стал самый близкий сегодня Кремлю олигарх Роман Абрамович, на которого столичный мэр обещал подать в суд за увод активов Московской нефтегазовой компании. Причем атаковать г-на Абрамовича московский мэр начал в преддверии вероятной продажи «Сибнефти» «Газпрому» — то есть рискуя сорвать одну из важнейших для Кремля бизнес-сделок.

В такой ситуации лишить Юрия Лужкова потенциального преемника и ближайшего соратника — значит объективно ослабить его позиции как регионального руководителя и относительно самостоятельного игрока на федеральном политическом поле. К тому же если москвич может быть назначен губернатором Нижегородской области, почему, например, петербуржец не может стать мэром Москвы?

44-летний Вадим Воробьев до апреля 2005 года руководил ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», а затем стал вице-президентом ЛУКОЙЛа — начальником главного управления координации производства и сбыта. В июле стал членом правления нефтяной компании. Депутат законодательного собрания Нижегородской области. Из интервью Вадима ВОРОБЬЕВА Нижегородскому телеграфному агентству (март 2005 года):

— Слухи о том, что со мной велись переговоры о выдвижении моей кандидатуры президенту для согласования на пост губернатора, — неправда. Я не исключал для себя возможности участия в выборах, я считал, что при определенных условиях может сложиться такая ситуация, при которой я приму в них участие. Но сегодня ситуация поменялась, президент России вносит кандидатуры, а законодательное собрание утверждает на должность главы региона одну из них. Я считаю маловероятным наличие моей кандидатуры в этом списке по целому ряду причин. Хотя бы потому, что государство пытается дистанцироваться от крупного бизнеса. Я не крупный бизнесмен. Но я менеджер крупной компании, которая играет существенную роль во всей российской экономике. Я думаю, что президент постарается не выдвигать на должности губернаторов людей, которые работают в крупных компаниях. И в свете вышесказанного, я думаю, что кандидатура Воробьева, которая, возможно, существует у кого-то в головах, обречена на провал. А если говорить откровенно, то я не хочу быть губернатором. Мне нравится моя нынешняя работа, нравится то, чем я занимаюсь. А любая политическая или общественная деятельность меня прежде всего устраивает, когда она не за деньги, а носит действительно общественный характер.

Екатерина ГОРДЕЕВА, Иван ГОРДЕЕВ, Григорий КОТОВ, Нижний Новгород

Время новостей

N°139

03 августа 2005

Время новостей

***