На прошлой неделе закончил свою работу всероссийский лагерь движения «Наши» на озере Селигер. Мероприятие приобрело особую важность после того, как с делегацией «нашистов» в резиденции «Завидово» встретился президент России Владимир Путин. Правда, первоначально «Наши» ждали визита президента к себе в лагерь, но глава государства предпочел принять молодежь на своей территории.

На слете комиссары во главе с лидером движения Василием Якеменко настоятельно советовали юным «нашистам» устроить нашествие на ЖЖ — Живой Журнал. Это американский сервис LiveJournal.сom, который возник как система онлайн-дневников. Пользователи создавали свои странички, посредством которых общались с друзьями. Постепенно щупальца ЖЖ опутали всю планету. Только с российской стороны в нем сегодня присутствуют почти двести тысяч пользователей. Но если в других странах этот сервис так и остался системой персональных дневников, то в России, как поэт больше чем поэт, —ЖЖ больше чем ЖЖ. Это существенный фактор общественно-политической жизни и не только молодежи. Впрочем, фактор весьма своеобразный — дикий, абсолютно неподконтрольный. Однако с невероятными организационными возможностями, которые пока невозможно оценить хотя бы приблизительно.

Наиболее наглядно эти возможности чуть больше года назад продемонстрировала подмосковная девочка Алена Писклова, чье фото обнаружил на сайте поисковой системы Рамблер один пользователь ЖЖ, разглядывавший изображения кандидаток на поездку в Эквадор, где проводился конкурс «Мисс Вселенная». Он-то и завалил хорошее в общем начинание — сделать интерактивным всероссийский конкурс красоты. Алена резко отличалась от остальных претенденток нестандартными формами, что подвигло шутника к возмущению «силиконовыми дурами», которые более не должны представлять Россию с ее исконными идеалами женской красоты. И понеслось! В первый же день за Алену проголосовало 10 тыс. человек.

Тут же появился сайт в поддержку Алены «Скажи нет «куклам Барби». В интернет-голосовании Алена победила с огромным отрывом, даже несмотря на быстро организованную контрагитацию в глянцевых СМИ и интернет-изданиях, где девочке досталось по полной программе. В какой-то момент организаторы конкурса даже приостановили голосование, но группа поддержки Алены добилась восстановления справедливости. Правда, сама она еще долго оставалась в счастливом неведении обо всех этих страстях-мордастях, поскольку фото на сайт прислала ее подружка.

Вся надежда была на второй тур — SMS-голосование. Но Интернет оказался силен и за пределами виртуальной реальности. Алена опять убедительно победила. По улицам российских городов стали расхаживать молодые люди в красных майках с ее портретом и со значками «Алена Писклова» на груди. Перед третьим, телевизионным, туром организаторы наконец разыскали Алену, и тут выяснилось, что девочке всего 14 лет — слишком мало для участия в конкурсе. Рамблер вручил девочке приз зрительских симпатий и вздохнул с облегчением. А политики и политтехнологи очень серьезно задумались.

Не попытаться оседлать хотя бы какой-то гребешок этой могучей волны кремлевские политтехнологи просто не имели права. Особенно учитывая уроки соседей, где именно молодые интеллектуалы сумели быстро объединиться, стать серьезной силой и лихо сменить власть. Стало быть, создавая управляемый аналог движений «Кмара», «Пора» и «Отпор», создатели «Наших» не могли учитывать ЖЖ в качестве поля для возделывания своих агитационных, пропагандистских и организационных задумок. К тому же весьма удобное и дешевое поле — при небольших вложениях денег и труда, практически без отрыва от компьютера, сидишь, попиваешь кофе и влияешь на огромную аудиторию.

Если сумеешь. Уж якеменковские-то гладиаторы, похоже, не сумеют. Даже самые харизматичные из них и условно годные в один из двух типов королей, определение которым дал еще Исаак Бабель: робеет на бумаге и скандалит на площадях, и наоборот. Новая реальность смешала все понятия: здесь нет ни площадей, ни бумаги, но площадь и бумага слились в непостижимый симбиоз, породив новый тип лидера общественного мнения. И это явно не классический партийный функционер.

Завоевать авторитет на виртуальном пространстве чрезвычайно трудно. Зато стать посмешищем можно с полпинка, достаточно лишь чуть-чуть переборщить с амбициями. Как, например, это недавно случилось с одним молодым американцем, который пожаловал в дневник к популярному пользователю Гоблину Гаге и спросил, что это за такой язык, на котором здесь все пишут. Ему ответили — албанский. Парень начал нагло себя вести, требуя, чтобы на американском сервисе все общались по-английски, а то он не понимает. Учить парня «албанскому» пришла тысяча человек. Когда американец взмолился о пощаде, сообщив, что комментарии дублируются SMS-сообщениями в телефон, а входящие платные, «албанцы» принялись столь же массово выражать ему сочувствие, продолжая, однако, «уроки албанского»…

Каково же приходится тем, кто пришел с политической заданностью! Хотя вообще-то к политике в виртуальном сообществе относятся с интересом. Правда, своеобразным. Поколение, воспитанное на постмодернизме, предпочитает все высмеивать и пародировать. В ЖЖ всяк кому не лень создает виртуальные клоны известных политиков, и эти шуточные виртуалы способны всерьез корректировать имидж своих прототипов. А найти здесь можно практически все узнаваемые лица политической авансцены, включая их жен, детей и домашних животных.

С собакой президента России здесь будут общаться ровно настолько, насколько интересны ее «собственные» реплики. Примерно такое же отношение и к многочисленным реальным политикам, пытающимся освоить виртуальное пространство, а в ЖЖ представлен практически весь спектр молодежных политических организаций, чьи лидеры рекламируют свои акции, выступают с программными заявлениями, а также ведут между собой политические дискуссии, привлекательные для широкой публики пропорционально объему непарламентской лексики.

Из партийцев среди обитателей ЖЖ наиболее популярны «оборонцы» — представители движения «Оборона», одним из сопредседателей которого является Илья Яшин, лидер молодежного «Яблока». Сетевая общественность с сочувственным интересом терпеливо следит за всеми его приводами в милицию и драками. Даже само движение «Оборона» символически появилось после того, как Яшина побили «Наши» на своем первом крупном слете в Подмосковье.

Последнее побитие Яшина обсуждал весь ЖЖ. Человека, который поднял очередную руку на битого-перебитого «яблочника-оборонца», тут же прозвали Иваном Помидоровым, и его фото с авоськой ядреных томатов целый день летало по страничкам ЖЖ-дневников. Этот парень, который заявил, что не принадлежит ни к каким политическим организациям, закидал юного демократа помидорами на его же собственном митинге, за что получил день ареста. «Так теперь Басманное правосудие работает на нас?» — прокомментировали ситуацию в дневнике у Яшина. Сам Яшин справедливость возмездия мотивировал твердостью овощей, которые больно бились о лицо.

Своей активностью молодежный лидер «Яблока» полностью покрыл интерес публики к идейным побоищам — на этой ниве теперь бесполезны любые попытки закрепиться. Что еще остается? Война компроматов? Тоже занято. Молодежной «Родиной». Посредством популярного сервиса мир узнал так много нелицеприятного о лидере союза молодежи «За Родину», писателе Сергее Шаргунове, что компроматную нишу тоже можно считать вполне освоенной.

Конечно, если бы на мельницу «Наших» пролили свое слово местные лидеры общественного мнения, скажем, юзер Апач или юзер Гоблин Гаги, народ ЖЖ как-то отреагировал бы, но ведь не прольют — репутация создается годами и в виртуальном сообществе она еще более не случайна, чем в реальном. Так кто же станет ею рисковать и ради чего? Ради прикола? О, это они смогут. Только вот авторитета пропрезидентским оппозиционерам «Нашим» такая популяризация, мягко говоря, не прибавит.

Собственными же силами свежерекрутированные и быстрообученные претенденты в молодежные лидеры здесь не пробьются. Нет у них шансов. Стена. Все, на что ребята могут рассчитывать, это уроки «албанского». Так что тут одно из трех: либо г-н Якеменко был плохо знаком с состоянием дел, посылая свой передовой отряд в явно неравный бой, либо он негуманный человек и не дорожит кадрами, либо цели и задачи организации продекларированы для отвода глаз. Чьих глаз и зачем — другой разговор.

Самой дисциплинированной и оперативной исполнительницей воли «нашистского» вождя оказалась девушка по имени Майя. Регистрируясь в ЖЖ, в необязательных для заполнения «интересах» она указала: движение «Наши», интеллект, танцы. Юзвери заинтересовались. Единственная запись Майи в дневнике бодро повествовала о буднях на озере Селигер в лагере «Наших»: «Вчера был экватор нашего пребывания здесь. Каждый день к нам приезжает масса интересных людей, делятся опытом, обучают некоторым правилам политической жизни». Важность нашего пребывания здесь еще и в том, что сами комиссары делятся своим опытом друг с другом, общаются, соревнуются и просто по вечерам хорошо проводят время за игрой на гитаре у костра». В течение трех дней пасторальное сообщение получило сто комментариев, самыми добрыми из которых были «Афтар, выпей йаду», «В Бобруйск, жывотное», «Учи албанский».

Больше Майя не пишет. Наверное, обиделась.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Время новостей

N°138

02 августа 2005

Время новостей

***