Константин Титов неоднократно публично выражал недовольство работой депутатов Государственной Думы от Самарской области. Суть претензий в основном всегда сводилась к тому, что парламентарии уклоняются от наказов самарского «Белого дома», поэтому доля федеральных средств в областных целевых программах и инвестиционных программах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Впрочем, ситуация может коренным образом измениться. Не за горами выборы как в региональный парламент, так и в Госдуму-2007, — избирателям нужно будет предъявлять результаты конкретной работы партии «Единая Россия».

6 июля в Москве вице-губернатор Сергей Сычев, министр управления финансами Павел Иванов, руководитель представительства Самарской области при правительстве РФ Александр Барановский, руководитель департамента имущества Олег Майоров встретились с депутатами Государственной Думы от Самарской области. Планировалось, что на встрече будут присутствовать и оба сенатора. Но все же в полном составе собрать самарское лобби не удалось: на мероприятие не попали по причине командировок депутат Владимир Мокрый и сенатор Андрей Ищук. Тем не менее уже сам уровень «явки» можно считать обстоятельством многозначительным: ранее на аналогичные встречи являлась в лучшем случае половина самарских лоббистов.

По информации «Времени», делегация областного правительства осталась удовлетворена содержательным обсуждением программы совместных действий. Депутатам был вручен пакет конкретных предложений «стоимостью» 15 млрд рублей. Если они будут реализованы хотя бы наполовину, то областные инвестиционные программы получат существенную подпитку за счет профицита федерального бюдже-та-2005 и бюджета-2006.

До последнего времени Самарская область не могла похвастать успехами на ниве региональной дипломатии — соседние регионы, республики Башкортостан и Татарстан, получают из федерального бюджета средств, соответственно, в 4 и 8 раз больше. Свердловская область и Красноярский край — такие же регионы-доноры, как и Самарская область, — стабильно участвуют в федеральных целевых про-

граммах. Получается, что в этом году на одного жителя Самарской губернии приходится около 400 «федеральных» рублей, а Татарстана — 5 000. В Саратовской области аналогичные самарским образовательные центры строятся за счет федерального бюджета (их там сейчас 19), как и нижегородский кардиоцентр (напрашивается параллель с самарским долгостроем — онкоцентром).

Попытки выстроить системно работу депутатского корпуса и правительства Самарской области по продвижению интересов региона на федеральном уровне губернатор предпринимал неоднократно. Планомерно — с 2000 года. В администрации тогда была создана рабочая группа, разработавшая пакет поправок к федеральному бюджету-2001 с учетом «выпадающих доходов» областного бюджета из-за очередного перераспределения налогов в пользу центра с целью их «восстановления» через федеральные программы. Пакет вручили депутатам. Упомянутые в нем программы и объекты «точечного» инвестирования могли бы вернуть региону около 3 млрд рублей. В 2001 году на встрече губернатора с депутатами Госдумы было заявлено, что «благодаря совместной работе на всех уровнях формирования госбюджета впервые удалось профинансировать федеральные программы на 95%, хотя раньше этот процент не превышал 50». Впрочем, по большому счету, это скорее было исключением из «правила неэффективности» самарских лоббистов. А если проанализировать содержание этих ежегодных «наказов», то можно выделить ряд объектов, проблема финансирования которых из госказны напоминает переходящее красное знамя. Это все тот же онкоцентр, метрополитен, полигон для захоронения химических отходов в Чапаевске, очистные сооружения в Отрадном, тольяттинс-кий СИЗО.

Теперь, в преддверии серии выборов 2006 (в Самарскую губернскую Думу) и 2007 годов (в Государственную) региональному отделению партии «Единая Россия» нужно что-то записать себе в актив, чтобы «перебить» негатив от монетизации. Пять самарских депутатов в ГД — «едино-россы», двое — коммунисты.

Кстати, свои услуги в сфере политического лоббирования еще в прошлом году Нижегородской области предложила фракция «Родина» — в виде заключенного соглашения о защите интересов региона при формировании федерального бюджета. Не так давно предложение аналогичного содержания поступило в правительство Самарской области от некоего депутата Госдумы от фракции ЛДПР.

«Время» №24 (31) от 11.07.2005

Оксана ТИХОМИРОВА

*