«Форд» хочет вернуть лидерство
На автомобильном рынке — «кадровые перестановки». Компания Ford впервые за два года утратила лидирующие позиции. Изменить ситуацию ей удастся не раньше чем в следующем году. >>>
У Ford на Россию особые «права», считают в компании. Ее первый дилер появился в нашей стране еще в 1907 году, спустя четыре года после создания предприятия в Америке. Ford стоял у истоков советского автопрома и первым из западных автопроизводителей решился построить полноценный завод в новой России, запустив на нем самую свежую и самую покупаемую в Европе модель.
Конкуренты наступают
Спрос на «фокусы» не затихает и поныне. Но Ford, в соответствии с мировыми правилами, в мае этого года поменял модель на новую, еще более совершенную. Причем во Всеволожске Focus II выпускается, в отличие от других заводов в Европе, в полном ассортименте кузовов — седан, универсал, пяти- и трехдверный хэтчбеки. Российские машины комплектуются пятью различными моторами и имеют в два раза больше опций, чем было. Сделан и другой смелый шаг, который не могут пока повторить другие: цену на Focus II, вопреки ожиданиям, снизили с ожидаемых $15 000 до $11 720. «У нас всегда было желание предложить России самые лучшие и самые современные наши автомобили», — заявляет Хенрик Нензен, президент Ford в России.
Еще год назад на волне ажиотажа и проблем у компании Daewoo Focus была самой покупаемой иномаркой, а Ford входил в тройку наиболее популярных иностранных брендов. Но теперь компания утратила эти позиции. Россияне, как выясняется, все еще предпочитают приобретать машины подешевле, пусть далеко несвежие. В лидеры снова выбилась Daewoo Nexia из Узбекистана — Opel Kadett 20-летней давности «со следами косметических операций», как писал один автожурнал.
Среди действительно современных моделей Focus опередила Mitsubishi Lancer, которую продает группа компаний «Рольф». На продажах «фокусов», по мнению аналитиков, сказываются и огромные очереди: машин приходится ждать по полгода, и покупатели уходят к более расторопным компаниям. Жестче стала конкуренция. Ford окружают достойные соперники — Hyundai, Toyota, Mitsubishi, Nissan, Renault, которые ведут на российском рынке непримиримую, агрессивную политику.
Чтобы изменить ситуацию, на заводе Ford во Всеволожске решили с нового года вдвое увеличить выпуск машин, подняв производство до 60 000. В этом году, по словам Нензена, выпустят 24 тыс. новых «фокусов» и 8 тыс. машин прежнего поколения. Инвестиции составят $50 млн. в этом году и $30 млн. — в следующем. Со 104 до 120 увеличат количество дилеров в стране, оставив неизменными цены на машины и самую низкую на сегодня ставку кредита — 4,9%. В представительстве компании считают, что все эти меры позволят вдвое снизить количество очередей на машины и вывести компанию в лидеры.
Воспитание покупателя
Но важно не только продать как можно больше. Сделать это сейчас не слишком сложно: российский рынок пока лишь расширяется за счет притока новых потребителей. Главное — создать у покупателя благоприятный имидж марки, заложить привязанность к бренду. По мнению директора стратегических исследований Автомобильного института в Мичигане Дэвида Коуэлла, именно это определяет окончательный успех компании в новых регионах, когда рынок уже насыщен, а ждать насыщения в России, по прогнозам, остается не более 5 лет.
Борьба за качество
Объемы выпуска завода (скорость конвейера — 7 автомобилей в час) не позволяют полностью роботизировать основные процессы, на предприятии много ручного труда, и возникает необходимость в особом контроле. Чтобы успешно бороться с браком в новых условиях, на каждую машину заводят специальную карту, по которой легко найти причину брака и конкретного виновника.
Как рассказывает Джон Биркет, управляющий по производству, двадцати одинаковых обращений в сервис по всей стране (ремонт машин отслеживается по единой компьютерной сети в Европе) достаточно, чтобы на заводе были приняты срочные меры. Качество сварки проверяется выборочно фактически на каждом шестом автомобиле. С такой же частотой проверяется окраска. Устранены, по словам Валерия Никольского, менеджера отдела качества завода, и основные дефекты прежнего «фокуса» — слабые для наших дорог передние стойки амортизаторов и активная коррозия металла на крышке багажника у эмблемы.
На Focus II ставят более стойкие свечи (прежние из-за низкого качества российского бензина выходили из строя через 5— 6 тыс. км пробега). Российский Focus II отличается от европейского защитой двигателя, гарантированным запуском при низких температурах (до —35 градусов), усиленными шинами, увеличенным размером бачка омывателя, полноразмерной запаской, повышенным просветом, резиновыми ковриками, брызговиками и пластиковой защитой порогов.
Бездорожье — не проблема
Мне удалось обкатать новую модель во всех вариантах в окрестностях Петербурга в самых экстремальных условиях. Отточенная управляемость и высокие ходовые качества нового «фокуса» поразили меня еще зимой, в Финляндии (та машина была из Германии). У российских подвеска стала мягче (это потом подтвердили на заводе), ее специально подогнали под наши колдобины. Вялым на наших машинах показался и «автомат»: набирает скорости не так активно, как должен бы. Но в целом «фокусы» стали более уверенными.
В этом я убедился, попав в проливной дождь на размокших, разбитых грунтовках Комарова, Зеленогорска, Репино, Ржевского лесопарка и на фактически лесных тропах вдоль болот Гладышевского и Лебяжьего озер. Машина уверенно держала дорогу и позволяла ехать с повышенными для таких условий скоростями по скользкой глине, корням и рытвинам, в узких поворотах между деревьями. А на мокром асфальте, где другие, особенно на «ладах» и «жигулях», тащились ощупью, Focus II шел на всю катушку, аки посуху.
Первым стать непросто
Focus II признан лидером по управляемости и ходовым качествам многими независимыми экспертами, в том числе и таким авторитетом, как Джереми Кларксон из TopGear. У модели 13 титулов «автомобиля года» в разных странах. Focus II назван самым надежным немецкой государственной экспертной организацией TUV и получил пять звезд по безопасности для пассажиров и 4 звезды — для детей от независимых экспертов EuroNCAP. Высокий комфорт и качественные отделочные материалы (заметим, российского производства) предусмотрены даже на эконом-версиях. Однако с набором опций цены на машины поднимаются с $11 720 до $17 220.
У «Форда» есть все предпосылки стать компанией №1 в России. Однако конкуренты не дремлют. В этом году на помощь «нексиям» будут вброшены дешевые Renault Logan и Kia Spectra, уверенно захватывает рынок бюджетными моделями Hyundai. И хотя в представительстве Ford говорят, что сравнивать Focus с Logan некорректно (Focus — более современный автомобиль, другого класса и с несопоставимым количеством опций), покупатель может отреагировать иначе.
Реально Россия, по отчетам самой компании, занимает только пятое место в списке приоритетов «Форда». «Фокусы» отлично продаются в Европе (самая покупаемая на сегодня модель) и в других регионах, сбыт превосходит наш на порядок (450 тыс. в год в Старом Свете). И это одна из причин, по которой российскому заводу не дают развернуться на полную мощность. По нашим прикидкам, в российских условиях даже 60 тыс. машин не позволят разгрузить создавшуюся очередь и выбиться в лидеры.
ВЛАДИМИР САЛМИН
№28 (442) от 25.07.2005
***