В этот день в 1890 г. скончался голландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог
1890 — Скончался голландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог, который двумя днями ранее выстрелил в себя, пытаясь покончить жизнь самоубийством.
Винсент Виллем Ван Гог
( 30.03.1853 года — 29.07.1890 года )
Нидерланды
ВАН ГОГ(van Gogh) Винсент (Виллем) (1853-1890) голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 был проповедником в шахтёрском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтёров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.
ВАН ГОГ(van Gogh) Винсент (Виллем) (1853-1890) голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 был проповедником в шахтёрском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтёров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.
В 1880-е гг. обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения П. Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).
В 1888 Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения — от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства («Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца XIX в., мучительные поиски художником духовных нравственных ценностей, определившие порывистую экспрессию и трагический пафос его работ, особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма. Сочинения Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966.
***