Chevrolet-Viva заехала в тупик. “GM-АвтоВАЗ” может прекратить ее выпуск
(Ведомости). “GM-АвтоВАЗ” может снять с производства одну из двух своих моделей — легковую Chevrolet-Viva, спроектированную на базе Opel. Тольяттинское СП начало выпускать эту машину в нынешнем году и столкнулось с отсутствием интереса покупателей. >>>
Cедан Chevrolet-Viva разработан на базе Opel Astra предыдущего поколения. “GM-АвтоВАЗ” выпускает эту машину с начала года. План на этот год – 7500 машин. В стандартной комплектации L Viva оснащена гидроусилителем руля, АБС и антипробуксовочной системой, а в люксовой комплектации GLS – двумя подушками безопасности, кондиционером, электростеклоподъемниками, подогревом передних сидений и противотуманными фарами. Акционеры “GM-АвтоВАЗа” – General Motors, “АвтоВАЗ” (каждый по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). В 2004 г. собрано 55 150 автомобилей Chevrolet Niva. |
Продажи Chevrolet-Viva не заладились с самого начала: “GM-АвтоВАЗу” не удалось удержать заявленную в бизнес-плане цену в $12 000-13 000. Еще до того, как 1 марта Viva попала к продавцам, она подорожала на 10%. С тех пор “GM-АвтоВАЗ” дважды снижал цены на Viva, чтобы стимулировать спрос, но только на машины в люксовой комплектации. В стандартной комплектации машина стоит сейчас 367 650 руб. ($13 100), но основная часть выпускаемых в Тольятти Viva приходится на комплектацию GLS — она стоит 450 000 руб. ($16 000).
Несмотря на манипуляции с ценами, Viva продается плохо, сетует источник, близкий к “АвтоВАЗу”. По его словам, “GM-АвтоВАЗ” может заменить Viva другим автомобилем. Представители GM уже сделали такое предложение партнерам с “АвтоВАЗа”. О том, что такой вопрос обсуждается, слышал и один из чиновников правительства. Правда, по его информации, на совете директоров “GM-АвтоВАЗа” этот вопрос пока не обсуждался. Источник, близкий к “ВАЗу”, объясняет высокую цену на Viva тем, что предприятие не имеет таможенных льгот по ввозу комплектующих для Viva. От использования режима свободного таможенного склада весной отказалась сама GM, а получить льготы по недавно принятому постановлению о промышленной сборке автомобилей предприятию не удалось. В Минэкономразвития поясняют, что с официальной просьбой об этих льготах “GM-АвтоВАЗ” вообще не обращался.
И близкий к “АвтоВАЗу” источник говорит, что вопрос о снятии Viva с конвейера может быть принят советом директоров “GM-АвтоВАЗа” в сентябре или октябре. Для начала необходимо найти ему замену. “Это должен быть «соплатформенник», — указывает собеседник «Ведомостей». — Пока речь идет о [семейном компакт-вэне] Opel Zafira”. Он говорит, что для постановки этого автомобиля на конвейер потребуются минимальные инвестиции, зато ниша компакт-вэнов в России относительно свободна. Не исключено, что партнеры могут обсудить возможность производства Chevrolet Lacetti (сейчас эта модель поставляется в Россию из Кореи).
На “АвтоВАЗе” от комментариев отказались, а представитель “GM-АвтоВАЗа” Наталья Кармаренко назвала предположение о замене Viva на другую модель спекуляциями. По ее словам, сейчас завод на каникулах, но с 8 августа возобновит выпуск и Viva, и Niva. “Мы, конечно, рассчитывали, что продажи Viva будут идти лучше. И сейчас работаем над этим”, — говорит представитель GM Europe Марк Кемпе, который также утверждает, что решение об остановке выпуска Viva не принималось.
Эксперты считают, что остановка производства Viva была бы лучшим решением. “Продажа Chevrolet-Viva — хорошая тренировка искусства продавцов”, — шутит один из московских дилеров “GM-AвтоВАЗа”. Его компании удается продать в месяц не более 1-5 машин этой модели. “Главная проблема в цене и в комплектации Viva. Даже на люксовую модель не устанавливается магнитола”, — поясняет он. Но сотрудник московского “Автоцентра-Сити” считает, что Viva — “отличная машина” и спрос на нее есть. Правда, он признается, что его компания продала всего 30 Viva. Снизив цену, “GM-АвтоВАЗ” “уйдет в убыток по этой машине”, считает аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Елена Сахнова, но нынешняя цена машины, по ее мнению, неконкурентна. “Viva играет в сегменте массового спроса. А предложение в нем большое: Ford Focus, Renault Laguna, Daewoo, Hyundai. И все они дешевле”, — замечает она. А Валерий Тараканов из “Рольф-Холдинга” отмечает, что еще одной причиной снять с производства Viva может стать ее внутренняя конкуренция с Chevrolet Lacetti. “Модель эта новая и очень перспективная. Она отбирает рынок у Viva, — поясняет он. — Если и менять Viva, то именно на нее или на Opel Vectra”. “Компакт-вэны у россиян по-прежнему не популярны”, — напоминает Тараканов.
Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков
Ведомости
29.07.2005, №138 (1419)
*