«Загляните в будущее». Вышел в свет 1000-й номер журнала Reader’s Digest
>>>
«Взгляните на тысячный номер Readers’ Digest, загляните в будущее!» На гала-вечере, устроенном по случаю юбилея, этими словами гостей приветствовал не настоящий робот, а спрятавшийся за муляжом робота актер с микрофоном. И вообще девиз вечера «Загляните в будущее» был выбран не совсем точно. Так, футуристический автомобиль оказался не гениальным механизмом, работающим на гибридном топливе, а заурядным бензинопожирающим мерседесом-внедорожником; обстановка квартиры будущего навевала скорее ассоциации с 60-ми годами прошлого века, нежели гарнитуром века космического.
Но как бы то ни было, Readers’s Digest – икона американской культуры, созданная восемьдесят три года назад, спутник четырех поколений, самое массовое издание на свете. Readers’ Digest нашел формулу успеха!
«Журнал выходит в Индонезии, Индии, в России, Польше. Недавно список стран-партнеров пополнился Румынией, – сказала главный редактор Джеки Лио. – В Латинской Америке охвачены Чили, Аргентина, Бразилия. Нас нет еще в Китае, но в других местах журнал невозможно не заметить».
Основатели Readers’ Digest Дьюит Уоллес и его жена Лила мыслили его как своего рода хрестоматию для новых эмигрантов, осваивающихся в Америке. Журнал перепечатывал выжимки из газетных статей – пафосных, оптимистичных, утверждающих торжество силы духа над жизненными невзгодами… И чем меньше слов, тем лучше. Краткость была сестрой таланта Дьюита Уоллеса.
«Уоллес явно опередил свое время, – считает преподаватель журналистики Дон Рэнли. – Он понял, что современный человек очень занят, у него мало времени на чтение, и поэтому он придумал такую вещь, как дайджест прессы – выбранные места. Материалы Readers’ Digest часто снабжались всякими полезными сведениями, помещенными в таблицы, так что читатели могли их вырезать и наклеить на холодильник».
Во время Второй мировой войны солдаты в частях получали Readers’ Digest бесплатно. После войны журнал занял резко антикоммунистическую позицию, и пронес ее через все испытания, включая вьетнамский конфликт. «Порой патриотизм и антикоммунизм Readers’ Digest перехлестывал через край, – признает Рэнли. – В тоже время в журнале все время появлялись материалы, выдержанные совсем в ином духе – не злобном, а очень оптимистичном и позитивном».
Штаб-квартира Readers’ Digest находится на прежнем месте в штате Нью-Йорк в поселке с весьма символичным названием Pleasantville, что примерно значит «милый городок». В журнале по-прежнему много помещенных в рамку коротких забавных историй или полезных советов. В последнем номере рассказывается о том, как американский спецназовец в Афганистане спас местную девочку; есть в нем и заметка актера Мэтта Диллона о его друге, который умер, помогая беженцам в Косове.
Ура-патриотический накал статей со временем поослаб: так, в том же последнем номере напечатан зубодробительный репортаж о миллиардерах – владельцах спортивных клубов, которые строят вполне коммерческие стадионы на бюджетные деньги. Большинство статей сегодня – не перепечатки, а оригинальные материалы, порой на пять тысяч слов или около того – явление среди американских журналов беспрецедентное.
«Мы – не упертые ортодоксы, наша аудитория слишком велика, чтобы мы могли позволить себе не отступать от идеологической линии, – говорит Джеки Лио. – Мы даем материалы на самые острые темы в Америке: аборты, эвтаназия и так далее. Материалы эти объективные, вдумчивые, сегодня их делают наши собственные сотрудники; безответственно митинговать на наших страницах мы никому не позволяем».
На задней обложке каждого номера Readers’ Digest помещается иллюстрация в духе Нормана Рокуэллла, восхваляющая трудовую Америку. Это традиция, это свято и неизменно. В иностранных версиях Readers’ Digest есть всегда материалы на местные темы, но гвоздем журнала на всей планете остается как и прежде оптимистическая Americana.
«Readers’ Digest превозносит свободу и независимую личность, – говорит Джеки Лио, – он делает это информативно и развлекательно и порой вдохновляет человека на подвиг во имя своих близких или своей родины».
Наш журнал, сказала в заключение главный редактор Readers’ Digest, в народе любя называют America in your pocket – «Америка в твоем кармане».
Джини Сайкс
Нью-Йорк
27.07.2005
***