Согласно оценки отдела аналитики LADAONLINE, к концу 2005 года парк легковых автомобилей в России превысит 25-миллионную отметку. Такой прогноз сделан на основе анализа данных ГИБДД РФ, по росту числа зарегистрированных автомобилей за последние несколько лет. Так, за минувшие десять лет (1995-2005 гг.) парк легковых автомобилей в России вырос почти на 65%- с 14,7 млн. до 24,2 млн. единиц. Это значительно больше прироста парка грузовых автомобилей (12,5%) и автобусов (21,4%) за тот же период времени.

Наибольший прирост количества легковых автомобилей наблюдался в 1995 и 1997 годах, когда цифры роста пака за год превышали 10%. В 1998 году темпы роста парка начали снижаться, достигнув минимальной отметки в 635,2 тысяч штук (3,1%) в 2000 году. Но в последующие два года (2001-2002 гг.) вновь пошел рост – и российский автопарк «прибавил в весе» 4,1% и 5,5% соответственно. Некоторое замедление темпов прироста парка наблюдалось в два последние года (2003-2004 гг.). А связано это было с изменением порядка уплаты транспортного налога и введением обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), что начало «стимулировать» владельцев старой, не используемой в хозяйстве техники, снимать ее с учета и утилизировать. Только в 2004 году, таким образом было «выбраковано» из парка РФ 618,3 тысячи автомобилей. Прирост российского парка легковых автомобилей на 2005 год аналитики LADAONLINE прогнозируют на уроне 1,0-1,1 миллиона единиц. Так что на начало 2006 года, мы скорее всего будем констатировать общий размер парка России в объеме 25,1-25,3 млн. единиц.

Текущая структура парка по маркам автомобилей на начало нынешнего года выглядела следующим образом. Из 24 млн. 208 тысяч легковых автомобилей, 12,3 млн. штук (50,8%) принадлежит марке LADA (ВАЗ). В том числе, на долю вазовской «классики» (модели ВАЗ-2101-2107) приходится 31,6% парка. Следом за ней по количественному показателю идет вазовское семейства «Самара» (модели ВАЗ-2108-21099, 2113-2115), на долю которого приходится 10,5% российского парка. Доля семейства LADA-110 по итогам прошлого года впервые превысила долю «Нивы» и составляет теперь 4,6%, против 4,1% у «Нивы». Второе место после «Лады» в российском автопарке по-прежнему занимает марка «Москвич». Несмотря на ежегодное снижение количества автомобилей этой марки (на 160-170 тыс.шт. в год), парк ее по-прежнему еще очень большой – 2,2 млн. единиц или 9,1%. Третью строчку рейтинга марок в парке легковых автомобилей РФ занимает «ГАЗ» — 1 млн. 605 тысяч штук или 6,6%. Миллионный рубеж российского автопарка по прежнему покоряет украинская марка «ЗАЗ» (4,5%). Среди других российских марок отметим стабильную долю «УАЗа» (2,87%) и растущую долю автомобилей «Ока» (1,54%). А вот доля «Ижей» так и не превысила 1% парка, и теперь, в связи с прекращением выпуска легковых автомобилей этой марки в Ижевске, доля ее будет только снижаться. Иномарок на начало этого года в российском автопарке насчитывалось 4,7 млн. единиц, что соответствовало 19,4% от общего числа автомобилей. А прирост иномарок за год составил 464 тысячи штук, или почти 11%.

ИА LADAONLINE

*