Вчера в Волгограде официально отреагировали на распространенное накануне сообщение Минприроды РФ, в котором со ссылкой на Генеральную прокуратуру РФ говорилось о необходимости очистить территорию Мамаева кургана от коммерческих объектов. Власти Волгограда и предприниматели считают претензии Генпрокуратуры и Росприроднадзора незаконными, а местная прокуратура сомневается, что сможет выселить бизнесменов из охранной зоны. >>>

Генпрокуратуру не устраивает соседство бизнеса и памятника-ансамбля

Фото: ГЕННАДИЯ ГУЛЯЕВА

Проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на Мамаевом кургане началась 24 апреля, когда специалисты контролирующего органа обратили внимание на присутствие на территории памятника-ансамбля свалок мусора, а также нескольких коммерческих объектов. Речь шла об АЗС, магазине, кафе и других объектах, расположенных на территории, прилегающей к восточным склонам Мамаева кургана. Как уже писал „Ъ“, специалисты Росприроднадзора направили соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру РФ 6 мая. А 18 июня обращение по поводу нарушений на территории волгоградского памятника-ансамбля также в генпрокуратуру написали и несколько депутатов Госдумы РФ.

Первой официальной реакцией генпрокуратуры стал ответ на обращение депутатов, обнародованный пресс-службой Минприроды в минувший понедельник. В нем представители надзорных органов ссылаются на постановление Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года, в соответствии с которым Мамаев курган как территория ожесточенных боев в 1942—43 годах считался памятником государственного значения и подлежал охране. А поскольку он входит и в перечень объектов исторического наследия общероссийского значения, утвержденный указом президента РФ 20 февраля 1995 года, то генпрокуратура называет историческим объектом всю территорию Мамаева кургана. В качестве дополнительного довода приводится и решение волгоградского горсовета, определившего охранной зоной и зоной регулируемой застройки для памятника-ансамбля восточные склоны Мамаева кргана до проспекта имени Ленина, а также северо-западные и юго-западные по границе второй продольной магистрали.

Вчера в распоряжении „Ъ“ оказался официальный ответ Генпрокуратуры депутатам Госдумы, в котором говорится, что прокурору Волгоградской области уже «предложено незамедлительно принять меры прокурорского реагирования, направленные на вынос из охранной зоны» АЗС «Лукойл», магазина «Автозвук», автомойки ООО «Нагваль», строящихся мойки ООО «ВИГ» и кафе ПБОЮЛ В. Логуновой и других сооружений.

Между тем местные органы надзора таким сообщением генпрокуратуры были явно озадачены. В областной прокуратуре „Ъ“ вчера заявили, что о предложении генпрокуратуры здесь ничего неизвестно. «Проверка объектов на Мамаевом кургане еще проводится и о ее результатах говорить рано», — заверил „Ъ“ начальник отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Игорь Напалков. С его точки зрения ситуацию с коммерческими объектами на территории охранной зоны нельзя трактовать однозначно, а вынос указанных зданий «возможен лишь теоретически». «А практически нужно решение суда, которое также может быть не выполнено, судя по многочисленным прецедентам в России», — отметил господин Напалков. А по мнению прокурора Центрального района Волгограда Александра Расстрыгина, границы охранной зоны Мамаева кургана вообще нельзя определить, так как «на правительственном уровне не определен порядок их установления».

Аналогичной точки зрения придерживаются и городские власти. «Ни сегодня, ни на момент выделения спорных земельных участков границы Мамаева кургана не были определены, поэтому говорить о нарушении природоохранного законодательства нельзя», — сказал „Ъ“ вице-мэр Волгограда, начальник правового управления Роланд Херианов. Он также удивился тому, что надзорные органы молчали пять лет, не реагируя на это нарушение, подчеркнув, что все участки предоставлены прежним руководством города, а городская прокуратура в свое время постановления мэрии оспаривать не стала. «Если этого не было сделано, значит, все законно», — сделал вывод господин Херианов и пообещал, что волгоградская мэрия будет реагировать только на решения суда.

Сами собственники коммерческих объектов уже сейчас заявляют о незаконности требований Генпрокуратуры и претензий Росприроднадзора. Например, пресс-служба ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», арендующего АЗС у подножия Мамаева кургана, распространила вчера официальное заявление, сообщающее, что «указанная АЗС находится на землях поселений и в соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра №5-В-34-453/2002 от 15.11.2002 не имеет каких-либо ограничений для использования». А владелец магазина «Автозвук» Андрей Вахтин просто заявил корреспонденту „Ъ“, что «все документы на строительство магазина у него в порядке», и он готов отстаивать свою правоту где и как угодно. «Если даже пришлют бульдозер сносить магазин, я лягу под бульдозер», — пообещал господин Вахтин.

ПАВЕЛ БАТУРИН

№138 от 28.07.2005, ЧТ

"Коммерсантъ" в Волгограде"

***