В свой праздник День военно-морского флота самарские ветераны-североморцы по традиции соберутся у дома номер 161 на улице Фрунзе, где в годы Великой Отечественной войны жила семья легендарного подводника Николая Лунина. Возложат цветы к мемориальной доске и помянут командира «Катюши» — подводной лодки «К-21», экипаж которой в июле 1942 года торпедировал немецкий суперлинкор «Тирпиц».

Таких кораблей у Гитлера было всего два — «Бисмарк» и «Тирпиц». Оба были похожи друг на друга как братья-близнецы. Оба могли развивать огромную по тем временам скорость до 30 узлов (50 километров) в час. Имели мощную 33-сантиметровую броню, 8 тяжелых башенных орудий, 16 пушек среднего калибра, множество зениток и пулеметов, 2 собственных самолета, надежную противоминную защиту, торпедное вооружение и команду по 2400 человек. Оба считались непотопляемыми.

Летом 1942 года из Англии в Мурманск вышел крупный караван судов PQ-17. Он вез ценный груз для Красной Армии — сотни боевых самолетов, танки, грузовые автомобили, боеприпасы и другое вооружение для армии численностью в 50 тысяч человек. Такой караван мог изменить весь ход войны, поэтому гитлеровцы бросили против него свои лучшие силы — самолеты, подводные лодки, а также боевые корабли во главе с суперлинкором «Тирпиц». Узнав об этом, английское командование было сильно обеспокоено, и чтобы не потерять свой военный флот, отдало приказ сопровождающим караван крейсерам и эсминцам вернуться домой. И без того изрядно поредевший караван PQ-17 стал совсем беззащитным. Спасти его могли лишь советские моряки.

Вместе с другими подводными лодками приказ найти и уничтожить «Тирпиц» получил экипаж «К-21» под командованием Николая Лунина. Это был опытный капитан. Командуя другой подлодкой, он имел на своем счету 9 потопленных вражеских кораблей, носил звание Героя Советского Союза. Выйдя в море, капитан сразу объявил приказ командования и сказал, что если они найдут «Тирпиц», то будут атаковать его, даже если для этого придется всплывать на виду у всего боевого охранения линкора.

5 июля гидроакустик Сметанин доложил, что слышит шум винтов больших судов. Подняв перископ, Лунин разглядел силуэты крупных немецких кораблей, в том числе и свою главную цель — «Тирпиц» и принял решение немедленно атаковать.

Чтобы ударить наверняка, Лунину пришлось несколько раз менять курс подводной лодки. Пятнадцать раз он понимал перископ, зная, что за поверхностью моря наблюдают сотни вражеских сигнальщиков, и что каждое всплытие может стать роковым. Наконец лодка выбрала нужную позицию и раздалась долгожданная команда «Пли!». Залп был произведен четырьмя кормовыми торпедами с дистанции 18 кабельтов. Через две минуты акустик зарегистрировал два мощных взрыва. Значит, попали!

За годы войны на «К-21» было сброшено в общей сложности 390 глубинных бомб. Но никогда экипаж не был так собран и готов проститься с жизнью, как после атаки на «Тирпиц». Лодка замерла. Лунинцы ждали бешеной, яростной бомбежки, а ее… не последовало. Зная, что за «Тирпицем» охотится не одна подводная лодка союзников, немцы не стали рисковать и повели подбитый линкор в порт на ремонт — он надолго вышел из строя. Так была сорвана немецкая операция по полному разгрому каравана PQ-17 . И в том, что треть его кораблей все же добралась до Мурманска, есть огромная заслуга экипажа подлодки «К-21».

Атака на «Тирпиц» вошла в историю Великой Отечественной войны как пример мужества и отваги российских подводников. Экипаж «К-21» был награжден орденами и медалями. Легендарная подлодка закончила войну, имея на своем счету 17 потопленных вражеских кораблей. Она поставлена на вечную стоянку в городе Полярном и ныне является музеем подводников Северного флота.

*