Вчера в акватории Зеленодольского судостроительного завода (ЗСЗ) им. Горького (Татарстан) продолжились ходовые испытания нового скоростного теплохода проекта А45 “Лена”, построенного по заказу ОАО “Ленское объединенное речное пароходство”. Как стало известно „Ъ“, несмотря на неплохие технические характеристики, крупнейший якутский перевозчик ограничился подписанием контракта на изготовление одного судна, причем предназначенного исключительно для VIP. По мнению аналитиков, слабость внутрироссийского спроса на пассажирские скоростные суда вряд ли позволит зеленодольскому заводу развернуть серийное производство. >>>

Новый теплоход большую часть времени будет стоять у причала в ожидании очень важных персон

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЗСЗ


Ъ Зеленодольский судостроительный завод имени Горького (ЗСЗ), основанный в 1895 году, является производителем военных и гражданских судов малого и среднего класса. Ввод в 1976 году уникального судостроительного комплекса «Волга» позволил предприятию начать строительство судов дедвейтом до 5 тыс. т. В 2001 году завод построил для Каспийской флотилии ВМФ РФ сторожевой корабль «Татарстан». В 2003 году ЗСЗ был акционирован со 100-процентной собственностью республики. В апреле 2005 года правительство передало 74,99% акций ЗСЗ в ОАО «Холдинговая компания «Ак барс»», которое на 100% принадлежит госхолдингу «Связьинвестнефтехим». Проект А45 разработан ООО «Агат Дизайн бюро» (Санкт-Петербург), а водометный движитель для судна — отделением морских систем ОКБ имени Сухого. Судно сможет развивать скорость до 70 км/ч. Запас хода — 650 км.


ЗСЗ начал строительство нового быстроходного пассажирского речного судна проекта А45 для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» в 2004 году. Предполагалось, что оно придет на смену судам на подводных крыльях «Метеор», которые эксплуатируются еще с советских времен. В понедельник вечером, еще до завершения ходовых испытаний, руководство Зеленодольского судостроительного завода устроило для премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова презентацию судна с выходом на Волгу. Вернувшийся с прогулки премьер-министр выступил на редкость с оптимистичным прогнозом, заверив, что спрос на теплоходы подобного типа возрастает год от года. По его словам, существующий сегодня парк судов «износился», а для продвижения нового пассажирского теплохода необходима широкая презентационная компания. «У завода большие перспективы: он будет бороться за гражданские и военные заказы. Мы ставим задачу, чтобы к 2010 году Зеленодольский судостроительный завод вышел минимум на $300-400 млн товарной продукции», — сказал премьер-министр РТ. Впрочем, он не уточнил, исходя из чего сформировался такой прогноз. Отметим, что, по официальным данным, объем производства ЗСЗ в 2004 году составил 1,6 млрд руб. (около $55 млн). По данным „Ъ“, на 2005 год портфель заказов сформирован в подобном объеме.

Как бы там ни было, демонстрируемое на ходу судно «Лена» сделано в единственном варианте. И судя по его исполнению в представительском классе, оно не станет использоваться в обычных пассажирских перевозках.

Генеральный директор ЗСЗ Сергей Ильин подтвердил „Ъ“, что реальных контрактов для запуска в серийное производство пассажирских судов проекта А45 в настоящий момент не заводом не подписано, а якутский перевозчик является первым и единственным заказчиком.

Как стало известно „Ъ“, вчера комиссия под председательством технического директора ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» Владимира Олипы продолжила программу испытаний судна. В них принимают участие специалисты Верхне-Волжской инспекции Речного регистра. В ближайшее время комиссии предстоит подписать акт о приемке нового судна. Сколько времени продолжится работа комиссии неизвестно.

Опрошенные участники рынка скептически оценивают эффективность вложений в развитие малотоннажного пассажирского судостроения, называя «гражданку» неперспективной. Вчера директор по маркетингу ФПГ «Скоростной флот» (Санкт-Петербург) Леонид Померанц сообщил „Ъ“, спрос на пассажирские суда «слабый», что обусловлено низкой платежеспособностью. Он затруднился сказать, продолжится ли строительство судов «Ласточка-М», две из которых были поставлены китайским заказчикам в 2004 году (по ходовым характеристикам «Ласточка» близка к проекту А45 «Лена» — „Ъ“). «Все покажет эта навигация» – считает господин Померанц. На других верфях Санкт-Петербурга утверждают, что гражданских заказов в их портфелях гораздо меньше, военных. Они предпочитают бороться за участие в программах по оснащению федеральной пограничной службы и МЧС РФ. Еще меньше контрактов в сфере туризма: петербургские турфирмы, специализирующиеся на водных прогулках, ограничиваются ремонтом судов действующих зеленодольских судов на подводных крыльях (в основном это «Метеоры»).

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА

АЛЕКСАНДРА ГРИЦКОВА,

Санкт-Петербург

№137 от 27.07.2005, СР

"Коммерсантъ" в Казани"

***