АвтоВАЗ отказался от опта и может потерять розницу
Начальник управления поставок автомобилей на внутренний рынок АвтоВАЗа Юрий Амелин заявил о том, что до конца 2005 года Волжский автозавод полностью реформирует систему поставок своей продукции российским дилерам, перейдя на одноуровневую схему работы. Фактически это решение означает исключение из сети сбыта оптовых поставщиков автомобилей. По мнению дилеров АвтоВАЗа, новая система поставок приведет к сокращению дилерских точек в регионах с низкой покупательной способностью и, как следствие, к падению продаж Волжского завода. >>>
По мнению некоторых дилеров АвтоВАЗа, реформирование сети сбыта предприятия может привести к проблемам с продажами автомобилей
Фото: СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВА |
Ъ Розничная сеть АвтоВАЗа включает в себя около 500 дистрибьюторов и дилеров в различных регионах России. На данный момент дилеры Волжского автозавода могут выбирать для себя одну из двух схем работы, которая им более удобна: или получать автомобили по предоплате непосредственно с АвтоВАЗа, или договариваться о поставках с дистрибьюторами на условиях, определенных на переговорах.
В минувший понедельник начальник управления поставок автомобилей на внутренний рынок АвтоВАЗа Юрий Амелин заявил, что до конца 2005 года автозавод полностью перейдет на одноуровневую систему поставок своей продукции дилерам. По его словам, реструктуризация розничной сети проводится для того, чтобы уйти от бартерных сделок, перейти на единые отпускные цены и организовать массовую продажу автомобилей в кредит. Также реформа предусматривает создание региональных управлений поставок и единой информационной системы, позволяющей более оперативно реагировать на нужды рынка по сигналам из регионов. «Суть процесса заключается в создании совместных предприятий путем интеграции прямого дилера в структуру собственников регионального дилера. Фактически это означает сращивание капитала дистрибьюторов с производственными мощностями в регионах», — считает Юрий Амелин. По сообщению пресс-службы завода, на АвтоВАЗе планируют выстроить в России к концу года единую сервисно-сбытовую сеть, соответствующую европейским стандартам торговли автомобилями.
Как сообщили „Ъ“ на АвтоВАЗе, менять существующую схему деления дилеров на категории в ходе реформы не предполагается. Розничная сеть будет четко структирирована на торговые предприятия первой (с годовым объемом поставок 2400 автомобилей), второй (с объемом поставок 1200 машин) и третьей (с объемом продаж 600 автомобилей в год) категории. Помимо объема продаж, к дилерам будут предъявлены и другие требования, например, сертификацию по первой категории сможет получить только предприятие, имеющее собственные торговые и ремонтные площади, тогда как дилеру третьей категории достаточно предъявить долгосрочный договор аренды торгового зала. Как поясняют на АвтоВАЗе, такое разделение связано с емкостью рынка в конкретном регионе. «Если в Москве продается 12 тыс. наших автомобилей в месяц, а на Дальнем Востоке – меньше сотни в год, мы, естественно, будем уделять приоритетное внимание московским дилерам», — пояснили „Ъ“ на автозаводе. В то же время собеседник „Ъ“ отметил, что единственным улучшением, которое почувствует на себе после реструктуризации розничной сети рядовой потребитель, будет единый бесплатный телефонный номер «горячей линии», позвонив по которому, можно будет получить консультацию или узнать адрес ближайшего дилера. «Реформа сбыта вызвана, скорее, необходимостью повысить эффективность управления продажами, чем заботой о клиентах», — сказал собеседник „Ъ“ на АвтоВАЗе.
Однако, далеко не все региональные дилеры АвтоВАЗа считают реструктуризацию сети плюсом. «У новой системы есть минусы, которые одинаково невыгодны как крупным, так и мелким дилерам», — заявил „Ъ“ замдиректора ОАО «Самара-Лада» Владимир Кулдашев. По его словам, новая схема работы предусматривает 100% предоплату за поставки автомобилей, исходя из месячной квоты. «Слабый дилер проплачивает полную сумму, а потом ждет, когда ему в течение двух месяцев (этот срок определен договором — „Ъ“) придут машины. Далеко не у всех дилеров третьей категории есть свободные финансовые ресурсы для оплаты 50 машин в месяц, значит, кому-то придется становиться на счетчик», — считает господин Кулдашев. Предприятиям первой категории, к числу которых относится и «Самара-Лада», реструктуризация сбыта АвтоВАЗа тоже не приносит существенной выгоды. Новая схема взаимодействия исключает оптовых поставщиков-посредников, а, значит, объемы продаж крупных дилеров, многие из которых одновременно являлись и дистрибьюторами автозавода, неминуемо упадут. «Зато от этой реформы выигрывает АвтоВАЗ, опять же за счет свободных кредитных денег, которые получает завод, а проценты по ним фактически платят мелкие дилеры», — заметил Владимир Кулдашев.
В беседе с корреспондентом „Ъ“ представители ООО «Автомир» (дилер третьей категории – „Ъ“) также подтвердили доводы господина Кулдашева, заметив, что декларируемое на словах расширение сети сбыта на деле привело к тому, что заключать договор с АвтоВАЗом, продавая менее 2400 машин в год, предприятиям стало просто невыгодно. «Скорее всего, количество торговых и сервисных представительств АвтоВАЗа в регионах, где уровень продажи волжских автомобилей традиционно невысок, резко сократится вместе с объемами продаж самого АвтоВАЗА», — резюмировал представитель ООО «Автомир».
МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ
№137 от 27.07.2005, СР
***