Группа “СОК” и “Северсталь-Авто” станут первыми автопроизводителями в России, которые воспользуются новым режимом сборки автомобилей, позволяющим ввозить комплектующие беспошлинно, но при этом не превращать завод в охраняемый таможенный склад. Чиновники обещают в ближайшие недели подписать соответствующее соглашение с принадлежащим группе “СОК” заводом “ИжАвто”, а “Северсталь-Авто” отправила свое заявление только вчера.

“ИжАвто” в 2004 г. произвел 96 497 автомобилей и получил 10,4 млрд руб. выручки. Объем инвестиций “ИжАвто” в проект сборки корейской легковой Kia Spectra – около $70 млн. Выручка “Северсталь-Авто” по МСФО в 2004 г. – 23,03 млрд руб., чистая прибыль – 1,342 млрд руб. Около $75 млн компания инвестирует в проект сборки Ssang Yong Rexton.

Как стало известно “Ведомостям”, первым автозаводом, который будет работать по принятому в апреле постановлению правительства № 166 “О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки”, станет “ИжАвто”. С 22 августа завод приступает к сборке корейских Kia Spectra. В этом году их будет выпущено 8000, в следующем — 25 000, а в 2008 г. — 40 000 шт. К старту серийного производства чиновники готовят “ИжАвто” подарок. Сотрудник Минэкономразвития рассказал “Ведомостям”, что “ИжАвто” несколько месяцев назад известил ведомство о желании работать по новому режиму. По его словам, пятилетнее инвестсоглашение с “ИжАвто” уже находится на стадии визирования в министерстве. “[Руководством министерства] нам дано указание успеть подписать его до начала сборки Spectra”, — говорить чиновник.

Постановление № 166 было подписано премьером Михаилом Фрадковым в апреле. Документ обнулил или снизил с 15% до 3% пошлины на импортные комплектующие, предназначенные для промышленной сборки автомобилей. Чтобы получить эту льготу, завод должен подписать инвестсоглашение с правительством (максимум на семь лет), взяв обязательство организовать за 1,5-2,5 года сварку, окраску и сборку кузова иномарки. “Льготный список” автокомпонентов, которые не облагаются пошлинами, инвестор должен сократить за 4,5 года на 30% от стоимости. Вычеркнутые из списка детали он обязан либо вновь ввозить по повышенным пошлинам, либо локализовать их производство.

Первый заместитель гендиректора “ИжАвто” Андрей Маслов утверждает, что его компания намерена идти по второму пути. “На первом этапе, к середине 2006 г., будет локализовано производство бампера, сиденья, панели приборов, стекла, десятка позиций крупной штамповки”, — пояснил он “Ведомостям” через пресс-службу “ИжАвто”. Первыми будут заключены контракты с Борским стекольным заводом и Ижевским заводом пластмасс (на поставку материалов для сидений). “Но наш контракт с Kia Motors предусматривает и нулевой этап локализации. В 2005 г. в России будут закупаться колесные диски, аккумуляторы, шины, акустика”, — поясняет он. Во всем списке локализуемых в России изделий для Spectra-102 позиции, и за срок действия соглашения “ИжАвто” намерен выйти на 30%-ный уровень локализации.

На цене автомобиля это никак не отразится, считает Елена Сахнова из ОФГ. Сейчас Spectra корейской сборки стоит $12 500-15 000, а в начале июля “ИжАвто” объявил цену на ее российский вариант — $11 500-14 500. “Скорее всего цена определялась уже с учетом беспошлинного ввоза автокомпонентов”, — говорит Сахнова.

Значение постановления № 116 не в том, чтобы сбить цену на машину, настаивают в “Северсталь-Авто”, которая в декабре начнет собирать в Татарстане внедорожник Ssang Yong Rexton стоимостью от $25 000. “Нам оно позволяет стартовать с проектом Rexton раньше, чем мы могли бы, и надеяться, что инвестиции в него начнут окупаться быстрее”, — говорит представитель компании и добавляет, что вчера компания также направила Минэкономразвития заявление о придании своему проекту статуса промсборки. Коммерческий директор “Северсталь-Авто” Адиль Ширинов добавляет, что компания уже подписала протоколы о намерениях с несколькими российскими поставщиками, выпускающими “детали интерьера и экстерьера, пластмассу”. “Северсталь-Авто” пока не будет локализовать штамповку, зато Ширинов говорит, что она будет стараться перевести в Россию производство дверных панелей, панелей приборов, сидений, стекла, аккумуляторов, выхлопных систем. “В целом локализация в 30% нам кажется достижимой”, — заключает он.

Другие автоконцерны воспользоваться новой льготой не спешат. Представители Ford уже заявляли, что его завод в Ленинградской области собирается продолжить работу в режиме свободного таможенного склада, который был предоставлен ему еще в 1999 г. Представитель Renault отмечает, что его компания пока только проводит консультации с чиновниками на этот счет. Получить комментарий Toyota, которая готовится построить завод в Ленинградской области, вчера не удалось.

А генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов считает, что “ИжАвто” для успеха своей новинки необходимо еще больше снизить ее цену. Spectra — машина старая, в Корее она уже снята с производства, напоминает он, а за те же деньги можно купить современные Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Mitsubishi Lancer.

Юлия Федоринова

Ведомости

26.07.2005, №135 (1416)

Ведомости

*