Я готов переизбираться губернатором в любое время»,– заявил в ходе своей рабочей поездки в Тольятти губернатор Самарской области Константин Титов. Так он прореагировал на инициативу мэра Тольятти Николая Уткина о проведении досрочных выборов губернатора в октябре 2004 года путем совмещения их с выборами депутатов Тольяттинской городской думы. Если выборы будут перенесены, господин Титов уже во второй раз получит перед конкурентами преимущество именно благодаря проведению досрочных выборов.

Константин Титов был назначен главой администрации Самарской области в сентябре 1991 года указом Бориса Ельцина. В 1996 году он был избран губернатором. В 2000 году он принял участие в президентских выборах в качестве кандидата, а после проигрыша, в апреле 2000 года, досрочно ушел в отставку. После чего вновь выставил свою кандидатуру на губернаторских выборах, назначенных на июль 2000 года, и выиграл их в первом туре. Во время проведения выборной кампании губернская дума внесла поправки в устав области, согласно которым срок губернаторских полномочий был увеличен с четырех до пяти лет. В соответствии с этой поправкой очередные выборы губернатора Самарской области должны состояться в 2005 году.

Дискуссия о дате проведения очередных губернаторских выборов разгорелась весной 2003 года. Как раз в то время в губернской думе образовалось оппозиционное Константину Титову большинство, которое составили члены фракции «Единой России» и группы «Народовластие», негласным лидером которой является самарский мэр Георгий Лиманский, давнишний оппонент господина Титова. По мнению оппонентов губернатора, поскольку поправка об увеличении срока полномочий главы области была принята в 2000 году уже после того, как были назначены внеочередные губернаторские выборы, полномочия Константина Титова истекают не через пять лет после выборов, а через четыре – то есть летом 2004 года. Кроме этого, оппоненты господина Титова намеревались оспорить и возможность губернатора переизбираться еще на один срок, заявляя, что этот срок будет уже третьим по счету (федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» ограничивает право пребывания на посту главы региона двумя сроками, но предписывает отсчитывать губернаторские сроки с октября 1999 года, если иное не определено региональным законодательством). Конфликт подогревало то обстоятельство, что Константин Титов был и остается председателем Социал-демократической партии России (СДПР), которая, как предполагалось, должна была конкурировать с «Единой России» на выборах в Госдуму – по крайней мере, в Самарской области она могла оттянуть голоса у партии власти.

Однако господин Титов проявил политическую гибкость. Вначале он отказался от намерения СДПР идти в Госдуму по партийным спискам, потом оказал поддержку единороссам на думских выборах в декабре 2003 года, а затем позвал на должность вице-губернатора руководителя регионального предвыборного штаба «Единой России» Сергея Сычева (в настоящее время он руководит региональным предвыборным штабом Владимира Путина). Депутаты губернской думы кандидатуру господина Сычева утвердили, и после проведенной реформы структуры областной исполнительной власти он стал председателем созданного правительства Самарской области. А после того как на должность одного из министров была назначена депутат губернской думы от группы «Народовластие» Ольга Рыбакова, местные политологи сделали вывод о том, что губернатору удалось договориться с думской оппозицией.

В пятницу в ходе рабочей поездки в Тольятти Константин Титов заявил о том, что «готов переизбираться в любое время». Это стало ответом на публично озвученную инициативу тольяттинского мэра Николая Уткина (он также является депутатом губернской думы) перенести губернаторские выборы с 2005 года на октябрь нынешнего года, совместив их с выборами депутатов Тольяттинской городской думы.

Судя по всему, губернатор Титов решил еще раз воспользоваться своим же опытом проведения выборов раньше намеченного срока: ведь это дает действующему руководителю очевидное преимущество перед конкурентами, которым в такой ситуации чаще всего не хватает времени, чтобы хорошо подготовиться к выборам.

Впрочем, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» запрещает сокращать или продлять полномочия действующих органов госвласти субъектов РФ, за исключением их совмещения с федеральными выборами. Вместе с тем «в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте РФ… допускается продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления». Иными словами, сторонникам «тольяттинской инициативы» теперь предстоит доказать, что возможна и обратная связь совмещения выборов губернатора и Тольяттинской думы.

Потенциальные оппоненты губернатора на выборах, в том числе мэр Лиманский, пока изучают законы и не комментируют сложившуюся ситуацию.

АНДРЕЙ Ъ-ФЕДОРОВ, Самара

Газета «КоммерсантЪ» №32/В(2871) от 24.02.04

"КоммерсантЪ"

*