В выходные в Тушине прошел один из самых крупных российских фестивалей – «Крылья», по традиции собравший главных звезд нашей рок-сцены. Рассказывает БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Хотя Земфира и была недовольна качеством звука, на фестивале «Крылья-2005» ей удалось выступить громче всех

Работа служб безопасности на «Крыльях-2005» никаких нареканий не вызывала. Длинная очередь, протянувшаяся вдоль забора аэродрома Тушино, выглядела абсолютно оправданной, как и несколько пунктов проверки, на которых предлагалось оставлять все подозрительные предметы. Главное, что не было толчеи у входа, то есть условий, в которых смогли добиться своего виновники здешней трагедии 2003 года. В итоге самое экстремальное, что произошло на «Крыльях» в этом году,– сотня отправленных в вытрезвитель и один меломан, укушенный змеей, которая была в кратчайшие сроки задержана и передана в департамент природопользования.

И в самой программе фестиваля неожиданного было мало. Порадовала набирающая силу R`n`B-певица Елка, впрочем, явно чужая на празднике прямолинейного мейнстрим-рока. Заставили улыбнуться питерские альтернативщики Animal Jazz, исполнившие ню-металлический римейк песни Бритни Спирс «Toxic». Искренне выглядело патентованное мифотворчество петербургской группы «Король и шут», которая в каком-то истовом угаре исполнила песню «Петля» из репертуара «Бригадного подряда». Группа «Ария» выдала абсолютно ожидаемый набор хитов. Их отработанные до механистичности взмахи гривами и прочие «металлические» па выглядят уже почти таким же шоу, как балетные упражнения аккомпанирующего состава Олега Газманова: «Так, выстраиваемся в ряд, четыре раза трясем гривами, потом грифы гитар вверх». Дремучий хард-рок «Алисы» не прогрессивнее, но хотя бы сам фронтмен-патриот Кинчев выглядит искренне верящим в то, что поет, и просто-напросто находится в лучшей физической форме – позволяет себе, например, носить феерические ботфорты. К тому же «Алиса» нарушила традицию и закончила выступление не хитами, а новыми, скрежещущими гитарами песнями «Звезда по имени Рок» и «Рок-н-ролл крест» с выходящего осенью альбома «Изгой».

Самым большим разочарованием стала московская группа «Нюанс», о которой ничего не было слышно с конца 80-х и которая снова всплыла сейчас стараниями участника «Машины времени» Александра Кутикова. «Нюанс» привел публику в недоумение – кому нужен этот нафталиновый совковый арт-рок? Что же касается самой «Машины времени», то они сыграли общепримиряющий, как бег на месте, сет, составленный из новых песен, что само по себе уже хорошо – оказывается, можно разбудить задремавших зрителей и без применения «Поворота».

Лучшие программы первого дня «Крыльев» сыграли «Ю-Питер» и «Кирпичи». Мастерство трио Вячеслава Бутусова вызывает искреннее восхищение. Обойдясь минимумом, необходимым для акустического сета, Вячеслав Бутусов, Георгий Каспарян и Евгений Кулаков отобрали для «Крыльев» суперхиты и начали с гениальной песни – тезки фестиваля. Господин Каспарян не играл никаких особо сложных гитарных наворотов, подобно другим звездным гитаристам фестиваля. Господина Бутусова вообще не всегда было слышно как надо. Но качество песенного материала, который не стареет сам по себе и подвергается аккуратному и талантливому тюнингу, превосходит все, что было исполнено на «Крыльях» в первый день. Это действительно великие песни. И когда зазвучала «Я хочу быть с тобой», тридцатитысячная аудитория задышала как одно большое легкое.

Но главными героями первого дня стали еще одни питерцы – «Кирпичи». Их не принимали так остервенело, как «Короля и шута», им не подпевали, как «Арии», но надо признать, что «Кирпичи» – единственные, кто поет именно про тех, кто пришел на фестиваль. Именно про сегодняшний день и теми словами, которыми нужно про него петь сегодня. Да еще и позволяют себе цинично высмеивать суету рок-н-ролльных дедушек и сами стереотипы «рока».

Второй день фестиваля по драматургии не сильно отличался от первого. Организаторы постарались выступления всех потенциально «агрессивных» рок-коллективов сосредоточить в середине дня, а ближе к вечеру сместить любимых народом душевных парней вроде группы «Чайф». Исключение составила группа «Кипелов», которая показала несколько новых песен – стандартный металлический «фарш», а также балладу «Ночь в июле», которая, по всей видимости, должна заменить в радиоэфире выработавший свой ресурс медляк «Я свободен». В целом выступление группы не сильно отличалось от отзвучавшей накануне «Арии». Тот же старческий цирк, исполненный с серьезным видом. Из светлых пятен второго дня можно отметить выступление «Агаты Кристи», которая в этом сезоне явно прибавила обороты. И солидный сет Billy`s Band, которые ухитрились не дать поклонникам «Кипелова» отвлечься от происходящего на сцене, что для клубного коллектива уже удача.

Миротворческие функции, которые накануне взяла на себя «Машина времени», в воскресенье выполнила группа «Браво». После ее выступления ОМОН и «Карат» могли спокойно пить пиво. Напрячься им пришлось еще только раз – когда нужно было провести на сцену и обратно Земфиру. Степень напряжения охранных служб говорила о том, что главная героиня праздника именно она. Земфира приехала на фестиваль в новом статусе. Если до сих пор в этом году в массмедиа она фигурировала как «девушка, которая ходила на встречу с Сурковым», то в Тушино она прибыла уже как «певица, которая выступила перед «Нашими» на Селигере». Впрочем, аудиторию «Крыльев» ее общественная деятельность интересовала мало. По поводу Земфиры волшебным образом нашли общий язык и омоновцы с загорелыми затылками, и мускулистые барышни с такими же затылками.

Она начала выступление с жесткого рокового блока («Небомореоблака», «Дай мне руку», «Синоптик»). Она сыграла абсолютно неузнаваемые версии «Ариведерчи» и «Хочешь?». Закончила концерт песней Radiohead «Creep» и собственным «Блюзом». Земфира была явно недовольна звуком, но в целом лучшее завершение двухдневного марафона трудно себе представить. Других выступлений такого же масштаба в Москве в ее графике этим летом не запланировано.

№ 135/П (№ 3219) от 25.07.2005, ПН

"Коммерсантъ"

***