Чем интернет России прирастать будет? Издалека, долго… и высокотехнологично
(НГ). Как и многие технологические новинки XIX и XX веков – железные дороги, электрическое освещение, метрополитен и даже кубик Рубика, – интернет начал распространяться в России со столиц. Но, появившись в первые годы 1990-х в Москве и Петербурге, он вскоре стал активно проникать и в регионы – так сейчас называют то, что в начале века минувшего патриархально именовали провинцией.
В разное время региональное распространение интернета шло под разными флагами. Сначала, как и в столицах, это были научные сети, связывавшие академические и образовательные центры России – Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Омск. Затем, с ростом рынка доступа в интернет и увеличением числа dial-up провайдеров, часть из них начала предоставлять свои услуги и за пределами столиц. Эти услуги в первую очередь ориентировались на «плавающих и путешествующих» московских и зарубежных бизнесменов, которые в то время осваивали бескрайние просторы страны.
Дело было сделано – во многих российских городах появилась возможность выйти во всемирную сеть. Кроме того, местные предприниматели увидели в интернете еще одну возможность для развития бизнеса и не преминули этим воспользоваться. Начался бурный рост региональных интернет-компаний.
В качестве примера приведем данные рейтинга-классификатора Rambler’s Top100: если в 2001 году сайты региональных компаний составляли треть от общего количества участников категории «Связь», то к 2004 году их доля составила 50%. Разумеется, вклад в эту тенденцию внесло и развитие мобильной связи в России, но не оно одно. Местные телефонные сети начали предлагать пользователям услуги доступа в интернет, появились местные компании-провайдеры, специализирующиеся на всем комплексе интернет-услуг – организации доступа в интернет, подключении корпоративных пользователей, создании и поддержке веб-сайтов для местных заказчиков, проведении рекламных кампаний.
В июле этого года состоялась VI ежегодная конференция «Интернет и электронный округ», проведенная компанией «Самара-интернет» и посвященная развитию информационных структур регионального уровня. Конференция продемонстрировала, что развитие рынка телекоммуникационных услуг в регионах России заметно отличается от развития рынка Москвы и Петербурга. Местные операторы не только активно продвигают услугу ADSL (широкополосный доступ в интернет по телефонным линиям без занятия телефона), известную москвичам по рекламе «Интернета для мальчиков и девочек», но и идут дальше.
Например, в рамках следующего поколения той же технологии, ADSL-2, предлагается полная информатизация всего жилища по одной паре телефонных проводов. Помимо традиционной телефонии и доступа в интернет, абонент этой услуги теперь может смотреть цифровое кабельное телевидение и пользоваться услугами IP-телефонии, столь привлекательной ценами на междугородные и международные звонки. Эта услуга, называемая на языке операторов «Triple Play» (Тройная игра – интернет, телефон и ТВ), недавно считалась экспериментальной, а сейчас становится обычным коммерческим продуктом. Ее предлагают абонентам и «Самара-интернет», и Городская телефонная сеть Казани.
Есть несколько причин того, что передовые технологии так стремительно проникают именно в регионы. Одна из этих причин, как ни странно, – запущенное состояние местных сетей связи: пресловутая проблема «последней мили» в российских регионах зачастую еще острее, чем в столицах. В большинстве случаев оператору экономически выгоднее заново построить одну приличную цифровую сеть и использовать ее для предоставления всех видов услуг, чем латать две или три разные кабельные системы прошлого века. Другая возможная причина такова: в относительно небольших (по сравнению с Москвой) городах проще вводить новую услугу и организовать поддержку абонентов. А для новых технологий хорошая поддержка пользователей зачастую является определяющим фактором успеха. Наконец, третья из возможных причин – более высокий инновационный потенциал российских регионов. При всей претенциозности этого термина нельзя не согласиться с тем, что и в доинтернетовскую эпоху многие талантливые изобретатели, ученые и инженеры начинали свой путь именно в провинции, своеобразные условия которой воспитывали их пытливый ум. И это во многом помогло им если и не добиться успеха в жизни, то по крайней мере оставить след в истории развития цивилизации.
На региональном рынке интернет-доступа одновременно присутствует множество различных технологий. Например, «Самара-интернет» предоставляет клиентам доступ к интернету по модему, выделенным линиям, цифровым сетям и даже беспроводной доступ. При этом все технологии находят своего потребителя. В этом еще одно отличие регионального рынка от рынка столичного, где технология широкополосного доступа к сети серьезно теснит традиционный доступ по модему. Во многом это отличие связано с состоянием «последней мили». Кроме того, при активном интересе населения к интернету люди стараются подключиться к сети с помощью любых средств и пытаются сэкономить на всем – например, на оборудовании или стоимости выделенной линии.
Еще одна особенность регионального развития интернета – особая роль домовых сетей. Изначально такие сети создавались как сообщества владельцев компьютеров в доме или микрорайоне, «клубы по интересам» для сетевых игр и обмена файлами. Однако эти сети быстро эволюционировали и превратились в особый класс интернет-провайдеров, которые успешно конкурируют с «классическими» операторами рынка (местными телефонными сетями и телекомами) во многих регионах страны. Более того, многие региональные домовые сети стали вполне прибыльными коммерческими предприятиями и теперь привлекают местных инвесторов.
Интерес к интернету в регионах действительно велик. По данным фонда «Общественное мнение», в Приволжском федеральном округе число людей, желающих начать пользоваться интернетом в течение этого года, составляло на начало 2005-го 900 тыс. человек – рекордный показатель среди федеральных округов страны. По данным Российского центра регистрации доменов RU-CENTER, за 2004 год среди российских доменов (имен сайтов с окончанием.ru) число региональных доменных имен увеличилось на 3%, а более половины всех адресов компьютеров, выделенных в 2004-м российскому сегменту интернета, пришлось на сети, расположенные за пределами Центрального федерального округа. Во многих регионах, в том числе и в Поволжье, приняты собственные программы информатизации органов местного самоуправления, а местная власть активно участвует в построении региональных сетей и поддерживает интернет-операторов.
Приведенная статистика – хороший залог того, что вынесенный в заголовок вопрос для российского интернета по-прежнему актуален.
Алексей Беляев
# 150 (3546) 22 июля 2005 г.
(Кстати сказать, Медиа Группа «Ваш выбор», модератор Информационного интернет-канала «Самара Сегодня», уже более пяти лет работает с интернет-ресурсами по нескольким радиоканалам с высокими скоростными характистиками доступа в Сеть. Провайдер — «Самара-Интернет»).
*