Вчера правительство России на своем заседании одобрило федеральную целевую программу по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы. Заявленная цель программы, как сказал участвовавший в заседании заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александр Федоров – снижение числа наркоманов к 2010 году на 950 тысяч – 1,2 млн. человек. А если в процентах – на 16–20% от уровня 2004 года.

Как обычно бывает с подобными целевыми программами, главнейший показатель как на этапе выполнения, так и подведения итогов – финансовый. На новую программу планируется выделить порядка 3 с небольшим миллиардов рублей из бюджета и еще 30 млн. – из внебюджетных источников. Стоит заметить, что финансовый вопрос решен радикально: в прошлом году на цели борьбы с наркоманией выделялось в два раза меньше денег – 1,66 млрд. руб.

Спору нет: ситуация с наркоманией и наркоманами в России на сегодняшний день близка к катастрофической. По данным, приведенным вчера Александром Федоровым, в 2004 году официально на учете состояло 493 647 наркоманов, но реальное их число в несколько раз выше – около 6 млн. человек. А это ни много ни мало 4% от населения страны. К тому же нужно учесть, что 2 млн. наркоманов, по словам Федорова, – это люди в возрасте до 24 лет.

Но вот вопрос: а какими методами можно переломить ситуацию и какие из них предусмотрены программой? И кто будет осваивать 3 млрд. руб.? Ведь вдвое лучше финансируемая программа борьбы с наркоманией тут же привлекла внимание заинтересованных ведомств – и не только их.

Сразу после одобрения программы, выступая на брифинге, Александр Федоров заявил, что Госнаркоконтроль продолжит борьбу с незаконным оборотом кетамина. Стоит напомнить, что именно успехи ФСКН на этом поприще стали причиной громких скандалов с арестованными во время спецопераций ветеринарами. Тем не менее вчера представитель Госнаркоконтроля заявил: «Допустить расползание этого наркотика мы не можем. Его использование в легальных целях должно контролироваться, и не должно быть лазеек, позволяющих уходить этому наркотику из легального оборота в нелегальный». При этом Федоров добавил, что есть факты продажи кетамина ветеринарами наркоманам и «мы будем с ними бороться». Резон таких обещаний понятен: общественный резонанс «кетаминовых» дел был пусть и негативным, но громким.

А глава Минобороны Сергей Иванов немедленно нашел место в борьбе с наркоманией для своих подчиненных. Он глубокомысленно заметил: «Это дорогое занятие – выявлять наркоманов среди молодежи, поступающей на воинскую службу. Но главным индикатором эффективности программы станет снижение числа таких людей – мы готовы такую информацию мониторить и представлять в правительство».

Слова о «дорогом занятии» – пожалуй, ключевые не только в выступлении министра обороны, но и во всей ситуации. Традиционное для современной России отношение к любой проблеме как к вопросу, который можно решить только с помощью ударного финансирования, продемонстрировано во всей красе. Между тем кажущийся таким правильным принцип «есть деньги – нет наркомании, нет денег – есть наркомания» весьма и весьма далек от реального положения дел.

Прежде всего потому, что деньги, от которых зависит наркомания, – это не бюджетные средства в каком бы то ни было объеме. Это в первую очередь деньги, которые могут получать наши граждане. Ведь даже в ФСНК признают, что главным мотивом, который толкает людей как на употребление наркотиков, так и на участие в цепочке их сбыта, – неудовлетворительное материальное положение.

Во-вторых, принцип «есть деньги – нет наркомании» действительно работает, когда средства тратятся на такие насущные проблемы, как усиление охраны границ. Подавляющее большинство наркотиков попадает в Россию из-за рубежа: из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, а также из Западной и Северной Европы. Однако директор ФСБ, в ведении которой находятся пограничники, никак не прокомментировал одобрение программы. То ли очевидно, сколько денег получат стражи границ, то ли ясно, что на дополнительное финансирование с этой стороны рассчитывать не приходится.

Наконец, есть и еще один вопрос. По данным источников «НГ» в правительстве, новая программа, в частности, предусматривает выделение денег на антинаркотическую рекламу и создание реабилитационных центров для наркоманов. На последнее выделяется менее 20 млн. рублей, тогда как на рекламу – в десять с лишним раз больше. Понятно, что профилактика наркомании способна дать эффект более заметный, чем лечение уже страдающих этим недугом. Но не в десять же с лишним раз!

Напомню еще раз: наркоманов в нашей стране – 4% от общего числа россиян. На правительственном заседании прозвучала и другая цифра: дескать, в других странах и все 5% набираются. Можно, конечно, утешаться этим фактом и успешно осваивать выделенные деньги. А можно задуматься, что в число «пятипроцентных» стран попадают и многие индустриально развитые страны в Европе и Америке. Трудно предположить, что там не выделяют достаточно денег на программы, подобные нашей. Но где эффект?

Антон Трофимов

Об авторе: Антон Арнольдович Трофимов — заместитель главного редактора «Независимой газеты».

# 150 (3546) 22 июля 2005 г.

Независимая Газета

*