Основные тезисы докладов и выступлений в прениях

Павел Иванов, министр управления финансами

— В областном бюджете на 2005 год на реализацию полномочий, предусмотренных федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, запланировано всего 4208 млн. рублей. Вот из каких составляющих складывается эта сумма.

1606 млн. рублей заложено на осуществление ежемесячных денежных выплат (далее — ЕДВ), в том числе: труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

На 1454 млн. рублей будет предоставлено льгот в натуральном выражении. Это приобретение льготных медикаментов, оплата и ремонт зубных и слуховых протезов, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установка телефонов реабилитированным, погребение.

Общий ежемесячный объем средств, приходящийся в среднем на одного ветерана труда, составляет 650 рублей, на одного труженика тыла — 520 рублей, на одного реабилитированного — 1240 рублей, на одного пострадавшего от политических репрессий — 980 рублей.

При расчете размера ежемесячных денежных выплат особое внимание уделялось равенству суммы выплаты по каждой льготной категории независимо от места проживания льготников (в городе или селе) и частоте обращений за предоставлением льгот. Разница в объемах средств связана с различием пакетов существующих льгот.

На 1 июля с.г. лимиты бюджетных обязательств на означенные выше цели утверждены в сумме 1482 млн. рублей, что составляет 48% от годовых назначений. Фактическое финансирование составило 1480 млн. рублей.

При формировании проекта областного бюджета на 2005 г. объем средств на ЕДВ был определен исходя из численности льготников, представленных министерством гуманитарного и социального развития — 524730 чел. Объем необходимых средств — 1957 млн. рублей. При этом размер ЕДВ для региональных льготников установлен в следующих объемах: для тружеников тыла — 280 рублей; для ветеранов — 310 рублей; для реабилитированных лиц — 420 рублей, для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, — 280 рублей.

С 1 февраля с.г. постановлением правительства области размер ЕДВ для региональных льготников увеличен на 140 рублей.

На 1 июля с.г. на выплату ЕДВ региональным льготникам направлено 912 млн. рублей, что составляет 57% от годового плана.

По итогам исполнения областного бюджета за семь месяцев текущего года готовятся предложения в адрес губернатора Самарской области об увеличении расходов на выплату ЕДВ региональным льготникам.

ЛЬГОТНЫЙ ПРОЕЗД

С 1 марта с.г. для льготных категорий граждан, а также пенсионеров, не отнесенных к категории лиц, получающих ежемесячную денежную выплату, на территории Самарской области введен единый социальный проездной билет стоимостью 210 рублей на проезд всеми видами городского и внутрирайонного транспорта. В январе-феврале 2005 года муниципалитетам было рекомендовано сохранить бесплатный проезд.

17 марта с.г. на совещании в Правительстве Самарской области муниципалитетам было рекомендовано распространить действие единых социальных билетов стоимостью 210 рублей на специальные дачные маршруты.

Всего на 1 июля с.г. реализовано 610 тыс. единых социальных проездных билетов, что в среднем составляет 16% от общего числа граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, и пенсионеров.

Разработанные нами соглашения о взаимодействии в сфере обеспечения доступности транспортных услуг в городском и внутрирайонном транспорте подписаны всеми муниципальными образованиями.

В Правительство Самарской области поступали предложения депутатов Самарской губернской Думы и отдельных категорий граждан о предоставлении возможности приобретения единого социального проездного билета за счет собственных средств. В результате 18 мая с.г. Правительством Самарской области было принято постановление, дающее возможность приобретения единого социального проездного билета лицами, сопровождающими инвалидов I группы, а также родителями, опекунами и попечителями детей-инвалидов.

Транспортные услуги по проезду в пригородном железнодорожном сообщении оказываются по абонементным билетам «Выходного дня». Стоимость абонементного билета «Выходного дня», поданным Куйбышевской железной дороги, не превышает транспортную составляющую на пригородные перевозки в ЕДВ.

Речными портами области перевозка льготных категорий граждан, входящих в федеральный и региональный регистры, осуществляется по социальным проездным билетам стоимостью 210 рублей, что для граждан также компенсируется ежемесячной денежной выплатой. Дополнительно к предусмотренным в областном бюджете средствам на предоставление субсидий речным портам на покрытие убытков от регулирования тарифов в сумме 2,4 млн. рублей в областном бюджете предусмотрено 9,7 млн. рублей.

В целях обеспечения доступности проезда на междугородном (внутриобластном) транспорте в областном бюджете на финансирование данных расходов предусмотрено 60 млн. рублей. Компенсация региональным льготникам затрат на проезд осуществляется по заявительному принципу.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам,

признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотрено льготное лекарственное обеспечение.

Средняя стоимость лекарственных средств в месяц, отпущенных 1 льготнику на льготных условиях, в 2004 г. составила 146 рублей в месяц при 100% льготе; 73 руб. в месяц при 50% льготе.

Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2005 г.» для категорий населения, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, предусмотрено 538 млн. рублей. На 1 июля с.г. половина этих средств выплачена.

ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖКУ

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда и реабилитированным гражданам предусмотрены в фонде компенсаций областного бюджета в сумме 1196 млн. рублей. За 5 месяцев т.г. муниципальным образованиям области на эти цели направлено 455 млн. рублей. Данные средства выделены из областного бюджета на основании сведений о фактически предоставленных льготах.

ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

На реализацию Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в облбюджете предусмотрено 632 млн. рублей, в том числе:

— 600 млн. рублей — на выплаты пособий;

— 32 млн. рублей — на предоставление льгот по коммунальным услугам.

ДЛЯ СЕЛЬЧАН

В марте с.г. принят Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области». На его реализацию в облбюджете на 2005 год предусмотрено средств в объеме 165 млн. рублей. Средства выделяются муниципальным образованиям области ежемесячно на основании сведений о фактически предоставленных льготах за предыдущий период.

«КОСВЕННЫЕ» РАСХОДЫ

На расходы, «косвенно» связанные с реализацией федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, в облбюджете предусмотрено 1321 млн. рублей.

Так, в целях обеспечения равнодоступности транспортных услуг на территории Самарской области из областного и местных бюджетов на условиях паритетного финансирования выделяются средства на ежемесячные денежные выплаты пенсионерам. На 1 июля с.г. из областного бюджета органам местного самоуправления муниципальных образований перечислено 185,4 млн. рублей субсидий на возмещение 50% расходов, связанных с осуществлением ежемесячных денежных выплат на оплату проезда пенсионерам.

СУБВЕНЦИИ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ

На предоставление субвенций местным бюджетам на выплату субсидий малообеспеченным категориям населения на оплату жилья и коммунальных услуг в фонде компенсаций областного бюджета на 2005 год предусмотрено 970 млн. рублей. Средства выделяются на основании сведений о фактически начисленных субсидиях за предыдущий месяц. За I половину т.г. выделено 335 млн. рублей.

Евгений ХАНЖИН, зам. министра гуманитарного и социального развития:

— Можно констатировать, что социальная напряженность первых месяцев года в связи с заменой натуральных льгот в области снята. Жители региона на практике убедились в преимуществе ежемесячных денежных выплат.

Министерством гуманитарного и социального развития совместно с муниципальными органами социальной защиты населения сформирован Регистр получателей ежемесячных денежных выплат из областного бюджета, в который вошли на 1 января с.г. 304088 человек.

С января по июль численность региональных льготополучате-лей увеличилась на 14,5% и составила 348197 человек. Для сравнения, численность федеральных льготополучателей за этот период времени увеличилась на 6,7%.

Данная тенденция вызвана прежде всего активностью населения по оформлению удостоверения «Ветеран труда» в связи с началом назначения ежемесячных денежных выплат (за шесть месяцев 2005 года выдано 15258 удостоверений, что на 5501 удостоверение больше, чем за аналогичный период прошлого года). Это тоже говорит о том, что самар-цы оценили областную версию монетизации.

Следует отметить, что в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа меры социальной поддержки для региональных льготников в Самарской области выглядят наиболее предпочтительными. Так, размер ежемесячных денежных выплат, установленных для региональных льготополучателей, продолжает оставаться в ПФО самым высоким.

Выплаты ЕДВ производятся своевременно, задолженности перед гражданами по выплате нет.

Реализация прав на получение льгот в натуральной форме осуществляется в соответствии с постановлениями правительства Самарской области, определившими механизм, порядок и условия их предоставления.

Вместе с выплатой пенсии и ЕДВ осуществляется реализация единых социальных проездных билетов (ЕСПБ). Правом приобрести ЕСПБ воспользовались от 130 тысяч человек в феврале до 160 тысяч человек в июне, или от 15 до 19% получающих ЕДВ.

По поручению губернатора разработаны проекты постановлений правительства Самарской области об обеспечении ветеранов санаторно-курортными путевками и о порядке компенсации стоимости проезда железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по направлению министерства здравоохранения области. В настоящее время эти документы находятся на согласовании.

Хочу отдельно сказать о мерах социальной поддержки для семей, имеющих детей. До 2005 года в соответствии с федеральным законодательством выплата государственных пособий на детей осуществлялась за счет средств федерального бюджета. Законом Самарской области с 1 января с.г. наряду с ежемесячным пособием на ребенка предусмотрено назначение семи новых видов пособий и доплат за счет средств обл-бюджета. Кроме того, многодетным семьям в качестве дополнительных мер установлены: скидки в размере 30% от установленной платы за коммунальные услуги, бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет, ежемесячная денежная компенсация (100 руб.) на проезд на внутригородском транспорте. Данный закон позволяет улучшить материальное положение 370 тыс. детей. В зависимости от статуса и среднедушевого дохода семьи выплаты на одного ребенка составляют от 70 до 367 руб. ежемесячно.

Кроме того, в нашей области предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) участников боевых действий, лиц, имеющих особые заслуги перед областью. Осуществляется также ряд мер, позволяющих малоимущим жителям преодолевать трудные жизненные ситуации.

В связи с реализацией 122-го федерального закона количество получателей социальной помощи возросло на 900 тыс. и в настоящее время составляет 1,5 млн. человек.

Министерство совместно с банком «Солидарность» приступило ко второму этапу выпуска социальных карт жителей Самарской области. Карта позволит через интернет-киоски получать всю интересующую информацию, а через банкомат — начисленные социальные выплаты.

В 4-м квартале 2005 г. планируется зачислять на социальные карты ЕДВ из областного бюджета.

В настоящее время министерство разрабатывает положения по предоставлению всех видов социальной помощи по принципу «единого социального окна» и по организации выплаты населению «единого социального пособия». Такая система бережет гражданам их время и нервы.

Галина ГУСАРОВА, министр здравоохранения:

— С 1 января с.г. из средств облбюджета производится финансирование специальной медпомощи в кожно-венерологичес-ких, психиатрических, туберкулезных, наркологических, онкологическом диспансерах. Из го-дового плана 749 млн. рублей за первые шесть месяцев израсходовано 320 млн.

С того же периода времени облбюджет оплачивает также дорогостоящие виды медпомощи (из 309 млн. руб. истрачено 136 млн.). Кроме того, облбюджет финансирует обеспечение донорской кровью и ее компонентами учреждения, содержащиеся за счет средств государственной системы здравоохра-

нения (годовой план 18,9 млн. рублей, расход — 7,4 млн.).

На изготовление и ремонт зубных протезов труженикам тыла, ветеранам труда и реабилитированным израсходовано 53,5 млн. руб. из запланированных 114,6 млн.; на обеспечение слуховыми аппаратами тружеников тыла — 0,6 млн. руб. из 3,1 млн.

Сегодня всего 659,2 тыс. самарских граждан имеют право на получение лекарств на льготных условиях, из них 379,3 тыс. по территориальной программе

и 279,9 тыс. по федеральной.

Как в прошлом году готовились к реализации 122-го закона РФ?

Было налажено межведомственное взаимодействие с региональными отделениями Пенсионного фонда и Федерального фонда социального страхования, Территориальным фондом обязательного муниципального страхования и Минздравсоцраз-вития РФ по формированию и актуализации регистров лиц, имеющих право на получение

государственной социальной помощи из федерального и областного бюджетов. Проведена разъяснительная работа с населением по вопросам лекарственного и санаторно-курортного лечения. Осуществлена адаптация информсистемы к работе аптечной и лечебной сетей по организации и учету лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Были внесены предложения в Минздравсоцразвития РФ по увеличению перечня лекарственных средств (список Оыл расширен до 442 наименований).

Проведены также обучающие семинары с фармацевтами и медработниками.

Лечебно-профилактические учреждения укомплектовали кли-ническими фармакологами. Организовали кабинеты по централизованному оформлению рецептов, что позволило в разы ускорить этот процесс. Главврачей теперь еженедельно заслушиваем по дефектуре лекарственного обеспечения и санитарно-курортного лечения.

Постоянный контроль поставки лекарственных средств позволил довести исполнение заявок по наименованиям до 71 %, по суммам — до 57%.

Если раньше медикаменты лежали на складах и пунктах выдачи до полугода, и они устаревали, то теперь запасы соответствуют месячной реализации. Не ослабевает разъяснительная работа среди населения.

Разработаны и отпечатаны новые формы рецептурных бланков, которые можно быстро и легко заполнить. По сравнению с прошлым годом количество выданных рецептов выросло на 48%, а отпуск лекарственных средств — на 60%. Федеральным льготникам отпущено около 2,1 млн. рецептов на 377,7 млм. рублей, а территориальным льготникам соответственно 0,74 млн. на 166,3 млн. рублей.

Далее Гусарова остановилась на проблемах лекарственного обеспечения и путях их решения.

Сергей СЫЧЕВ, вице-губернатор:

— Из прослушанных докладов можно сделать некоторые обобщения.

Уже в бюджетном послании губернатора в 2004 году были предусмотрены меры по реализации 122-го федерального закона, который ждали. Это позволило пройти монетизацию наименее болезненно.

Была готова к новым моментам и отрабатываемая за два года до этого система лекарственного обеспечения в области, которую, кстати, поверхностные наблюдатели нещадно критиковали.

И, наконец, главное. Привнесенная законом напряженность показала зрелость гражданского общества в области, устойчивость и дееспособность региональной системы власти.

Да, ошибки были. Но кабинет министров работал, не щадя себя.

Итог обсуждения подвел губернатор Константин ТИТОВ:

— Успокаиваться нельзя. Работа не завершена. Надо продолжать совершенствовать то, что наработано.

Нельзя допускать перекладывание нагрузки с федерального бюджета на областной. У нас и без того много обязательств перед народом Самарской области.

Если необходимо, следует добиваться изменения федерального закона.

Пусть партия «Единая Россия» поддержит наши федеральные инициативы. Тогда са-марцы и отдадут свои голоса ее представителям на предстоящих выборах.

*