На днях Роспотребнадзор по Омской области приостановил деятельность 24 фирм, специализирующихся на изготовлении ритуальных принадлежностей. Формальной причиной стало несоблюдение санитарных норм – улицы Омска буквально уставлены рекламными обелисками и гробами. Но мелкие гробовщики разглядели в этом акте происки солидных ритуальных контор, чьи доходы в последнее время заметно снизились.

Феноменальным изобилием гробов на тротуарах Омска, о которые порой можно сломать ноги, мэр города Виктор Шрейдер возмущался еще в мае этого года. Тогда же он распорядился очистить центр Омска от «возмутительной рекламы» контор, бизнес которых располагался в пределах личного подворья, а предпродажная подготовка товара – за его оградой. Два месяца чиновники из департамента правового обеспечения рылись в законах, пытаясь отыскать основания для закрытия частных гробовых контор, но так ничего и не нашли. Тогда у чиновников и родилась идея обратиться за помощью к эпидемиологам.

Специалисты Роспотребнадзора взглянули на существующую проблему со знанием дела, и уже через неделю из 58 мастерских, чьи рекламные гранитные обелиски и надгробия из мраморной крошки стали серьезной помехой для пешеходов, закрыли 24. «Мастерские, где идет механическая обработка камня, должны иметь вокруг себя санитарную зону в 100 метров, – пояснила «Новым Известиям» пресс-секретарь Роспотребнадзора Елена Дайрукина. – А здесь этого не было и в помине».

Мелкие предприниматели считают, что просто идет передел рынка. «Это заказ крупных ритуальных салонов, – негодует директор гробовой конторы Павел Клименичев. – Они с нами конкурировать не могут – им надо оплачивать аренду, расходы на персонал, коммунальные услуги. А я работаю сам с двумя сыновьями. Тут же и живу, аренду платить не надо».

Представители больших ритуальных фирм не скрывают радости. «Они сами виноваты, – заявил «НИ» замдиректора ООО «Похоронный дом Аид» Сергей Семенов. – Неэтично выставлять надгробия на улицы и пугать прохожих. Для этого есть более цивилизованные места – вот у нас, например».

В администрации города, чтобы как-то отмежеваться от назревающего скандала, предложили мелким гробовщикам перенести бизнес на кладбища, где реклама их товара не выглядела бы столь шокирующей. Но те резонно возражают: на кладбищах их клиентура появляется уже снабженной всеми ритуальными принадлежностями.

Отстаивать свои интересы мелкие гробовщики решили при помощи областного антимонопольного комитета. Для этого они решили организовать ассоциацию, а затем от ее имени просить защиты. Свое поражение в правах они считают явлением временным, рассчитывая уже в ближайшее время вернуть гробы на городские улицы. Чего ни один российский закон не запрещает.

ВАЛЕРИЙ ФИЛОНЕНКО, Омск

21.07.05

четверг

Новые Известия

*