(НИ). В Витебске завершился международный конкурс молодых исполнителей «Славянский базар». Как и прогнозировали «Новые Известия», в нем победила представительница страны-организатора – Полина Смолова. Однако никто не мог и предположить, что на «Базаре», позиционировавшем себя как фестиваль «живого звука», включат фонограмму, в то время как артист забудет выйти на сцену.

Победительницей «Базара» стала Полина Смолова из Белоруссии. (Фото ИТАР-ТАСС)

Победой артистки Минского молодежного театра эстрады Полины Смоловой завершился конкурс молодых исполнителей фестиваля «Славянский базар в Витебске». Во втором туре, в котором конкурсанты исполняли песни под «минусовую» фонограмму (живьем только голос), белоруска упрочила свое лидерство, набрав в итоге 207 баллов из 220 возможных. Российские участницы Яна Меликаева и Екатерина Рахманькова оказались в итоге на 10-м и 15-м местах. Это самый низкий результат России на «Славянском базаре» за последние годы.

Несмотря на то, что Белоруссия третий год подряд выигрывает «Славянский базар», постепенно превращая конкурс из международного в открытый национальный, победа Смоловой была заслуженной. По крайней мере, к остальным участникам можно было придраться. К ней – нет. В этом году витебский конкурс выдался женским: на 16 девушек пришлось всего пятеро участников мужского пола, и потому победа именно женского вокала была непростой. Сразу после оглашения результатов (большинство из членов жюри поставили победительнице «десятки») Полина заявила журналистам, что была уверена в себе, и не прочь представить Белоруссию на «Евровидении», а заодно и спеть с Уитни Хьюстон и Ларисой Долиной, которых считает лучшими вокалистками. Корреспондента «Новых Известий» победительница заверила, что уже давно делает сольную карьеру, готовит второй альбом и от планов попасть в «обойму» ни в коем случае не откажется. Впрочем, об этом мечтали многие витебские победители. Удалось – единицам.

На фоне конкурса молодых вокалистов эта самая «обойма» опростоволосилась в Витебске по полной программе. На «Славянском базаре» длинной вереницей тянутся скандальчики, связанные с использованием известными артистами фонограмм на сольных концертах. Вопрос о «фанере» был задан корреспондентом «Новых Известий» еще за пару месяцев до «Базара», когда организаторы витебского фестиваля приезжали в Москву.

Тогда один из режиссеров проговорился, сказав буквально следующее: «Вы же сами прекрасно знаете, кто у нас поет под фонограмму. Борис Моисеев, например». Уже в Витебске директор дирекции фестиваля опроверг это утверждение, заявив: «Все поют вживую». Моисеев накануне вечером регулярно не попадал ртом в раздающийся из динамиков собственный голос, многократно обработанный профессиональными вокалистами и компьютером, и выглядел на фоне певшей живьем Людмилы Гурченко артистом какого угодно жанра – комиком, драматическим актером, руководителем танцевального шоу, но только не певцом. Но круче всех пролетели участники шоу «Народный артист». С ними случилось непоправимое. По ходу концерта ведущий Алексей Чумаков объявил Александра Панайотова с песней Мадонны. Зазвучала музыка, бутафорские музыканты задергали струны, зазвучал вокал, но Панайотова на сцене по-прежнему не было. Когда дело дошло до припева, зрители стали нервно крутить головами, полагая, что Панайотов где-то среди них. Однако и на втором куплете «народный артист» не появился. Тогда ведущий концерта не выдержал. Он вышел к публике и сказал в микрофон фразу, которую можно вписать в анналы истории российской поп-музыки: «Эй, звукорежиссер, не видишь, что артиста на сцене нет? Вырубай фанеру!» Мадонна плакала бы, глядя на такое. На следующий день одному из продюсеров «Народного артиста» Киму Брейтбургу российские журналисты устроили настоящее линчевание. Было за что: знаменитое телевизионное шоу на канале «Россия» всегда позиционировалось как живое. Брейтбург пытался «оправдаться», но выглядело это весьма неубедительно.

Самое смешное и одновременно грустное в том, что такие вещи происходят на фоне конкурса талантливых девушек и парней из разных стран, которые умеют и любят красиво петь. Да и в «Народном артисте» подобрались красивые голоса, умеющие петь вживую, – тот же Алексей Гоман или Руслан Алехно, вызывающий в Белоруссии неизменно больший интерес, чем все матерые российские звезды. Но наша действительность такова, что желание заработать на сцене легкие деньги, устроить «чес» всегда берет верх. Петь живьем и сложнее, и технически дороже. Может быть, именно поэтому победители «Славянского базара» зачастую оказываются востребованными разве что на подпевках. Такие люди – всего лишь породистые рабочие лошадки для борисов моисеевых. Из стран-участниц лишь Украина может похвастаться тем, что бывшие участники витебского конкурса у себя в стране занимают сейчас верхние строчки хит-парадов – Руслана, Александр Пономарев, Таисия Повалий и другие.

КОНСТАНТИН БАКАНОВ, Витебск

21.07.05

четверг

Новые Известия

***