Владимир Познер о патриотизме. "Дай бог, чтобы деньги не украли"
(ГАЗЕТА). Владимир Владимирович, стоит ли вводить повсеместное патриотическое воспитание?
— Я совсем не противник того, чтобы существовало патриотическое воспитание. В данном случае я хотел бы сослаться на Соединенные Штаты, где количество американских флагов, которые развеваются на ветру перед каждым домом, не поддается описанию. Это страна, где перед каждым матчем высшей лиги (баскетбольной, футбольной, хоккейной, бейсбольной) живой человек выходит на стадион и не под фанеру поет гимн США. Там каждый первый урок во всех школах и классах начинается с того, что ученики, кладя руку на сердце, произносят клятву верности флагу Соединенных Штатов. И это результат определенного воспитания. Но самое главное, что подавляющее большинство американцев верит в то, что их страна безупречна, что это великая страна с великим прошлым и настоящим. Что она самая демократическая, самая честная, самая-самая. И пускай они во многом заблуждаются, все-таки у них есть основания для того, чтобы так думать, учитывая, что была Декларация независимости, есть Билль о правах, это первая демократия в современном мире. Их патриотизм основан на истории, на реальном прошлом этой страны.
— — У нас же мало кто сможет вспомнить слова государственного гимна. Почему?
— У нас сегодня пытаются вдруг воспитать патриотизм. Очевидно, потому, что стало заметно, что патриотизм как-то сошел на «нет». В советское время патриотами были почти все. Потом выяснилось, что то, во что они верили, оказалось ложью, их просто обманули. Оказалось, что их деды, отцы, которые приносили свою жизнь в жертву, все это делали зря. И у многих возникло не просто чувство обиды, но и цинизм. И теперь выясняется, что после авантюры в Афганистане, после происходящего в Чечне и многого другого стало маловато патриотизма. И постановили воспитывать патриотизм.
— А как его можно воспитать?
— Можно воспитывать — на великих русских писателях: Пушкине, Радищеве, Грибоедове, Толстом. Только не так, как в школе — проходить по программе. А именно вызывать чувство гордости этими людьми. Это трудно, потому что это надо делать во всех школах. И под это, наверное, нужно было бы и деньги выделить. Это можно было бы делать и в СМИ, и на телевидении. Но если речь идет о том, что есть госзаказ и мы будем воспитывать патриотизм таким образом, то это аналогично идее поднимать имидж России через англоязычный канал.
— Имидж и впрямь стоило бы подправить…
— С помощью телевидения ничего нельзя менять, менять можно только себя. У СССР был отвратительный имидж за рубежом, но когда пришел к власти Горбачев и вернули Сахарова в Москву, и вывели войска из Афганистана, и разрешили людям выезжать за границу, стал меняться образ страны в мире. Не потому, что это показывали по телевидению, а потому, что это происходило в стране.
— В программе есть еще и такая задача — противостоять дискредитации патриотических чувств у населения. Как это возможно?
— Когда говорят, что надо бороться с какими-то вещами, которые наносят ущерб патриотическим чувствам, становится совсем интересно. Возникает вопрос, как бороться? С помощью цензуры? То есть какие-то дяди и тети будут решать, что патриотично, а что нет? А кто они такие, чтобы принимать такие решения? Я бы их как раз и спросил: когда Ленин в 1905 году болел за то, чтобы Россия проиграла войну Японии, потому что это способствовало бы революции, это патриотично или не очень?
— Во что выльется вся эта компания?
— Мне кажется, что это такой поверхностный, неглубокий, неумный подход, что это вызывает серьезное огорчение. Само собой, ничего из этого не выйдет в том виде, в котором сейчас это заявлено. Дай бог, чтобы деньги не украли. Но если думают, что таким путем можно возродить подлинный патриотизм, это глубокое и непростительное заблуждение. Потому что глупость — непростительна.
18.07.2005
Алина Ребель
***