Западный мир встречает Рождество
Рождество Христово — главный праздник христианского Запада. Впрочем, Запад в данном случае — понятие достаточно условное, поскольку Рождество будут отмечать католики и протестанты не только в Европе и Америке, но и в Австралии, на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в России.
Кроме того, в этот день встретят праздник и в целом ряде поместных Православных церквей, которые отмечают Рождество по новому стилю. С двадцатых годов прошлого века под влиянием Константинопольского Патриархата Рождество по григорианскому календарю стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества, которое завершается праздником Обрезания. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. На богослужении в навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.
Во всех католических и протестантских храмах по всему миру сегодня вечером будут совершены торжественные рождественские богослужения. В соборе Святого Петра в Ватикане — центре католиков всего мира его возглавит Папа Римский Иоанн Павел II. Как передает РИА «Новости», огромный храм будет все же не в состоянии вместить в эту ночь всех желающих. Поэтому на площади перед ним установлены мониторы, по которым будет транслироваться священнодействие, совершающееся внутри.
Как и в прошлые годы глава Римско-католической церкви с сожалением отметил накануне излишний «консумеризм», сопровождающий ныне этот праздник. В ажиотаже поиска рождественских подарков, в экзотических путешествиях на рождественские каникулы теряется первоначальный смысл праздника.
Чем стало Рождество Христово для современного общества?
Свою точку зрения на это высказывает ответственный редактор газеты НГ-Религии Марк Смирнов. По его мнению, ответ на этот вопрос «целиком зависит от того, кто мы сами».
«Если мы христиане, то мы видим в этом празднике день пришествия Христа, или нашего Спасителя в мир. Если мы агностики, то для нас это только день рождения великого человека — Иисуса из Назарета. Если мы иудеи, то для нас этого праздника не существует, так как мы еще ждем прихода Мессии. Если мы мусульмане, то мы уважаем в этом празднике рассказ о рождении от девственной Мариам пророка Исы, предшественника пророка Мухаммеда, как об этом сообщает Коран.
Трудно сказать, — продолжает публицист, — как относятся к празднику Рождества Христова верующие других религий, живущие на других континентах. Важно другое: для большинства европейцев, живущих уже давно вне христианства, этот вопрос звучит прямо провокационно. Утратив веру и христианские ценности, нынешние европейские язычники так и не создали для себя какой-то новой религии, кроме религии наслаждения, религии гедонизма и потребления. Вот единственное божество, единственный идол, которому поклоняется в своей массе современный европеец. На его алтаре — собственный дом, дорогая машина и набитый продуктами холодильник. И речь здесь не только о гражданах богатых стран Европы, где будто бы все бесятся с жиру, все то же самое происходит и в России, по крайней мере, в Москве.
Поэтому главным событием Рождества в современном обществе становится не праздничное богослужение под звуки хора или органа с традиционной проповедью, возвещающей рождение младенца Иисуса, а предрождественская распродажа. Столпотворение людей теперь происходит не на площадях перед собором, а у дверей супермаркетов, с очередями задолго до открытия и давками у прилавков. Рождество уже давно превратилось в Европе в обычную бизнес-индустрию.
Может быть, этот праздник своим истинным духом любви и примирения проявляет себя в делах политиков и великих мира сего? О нет, и здесь все то же самое, что и в обычной повседневной жизни: Лидера Палестинской автономии Ясира Арафата израильские власти не хотят пускать на Рождество в Вифлеем, куда он хочет прибыть на рождественское богослужение. Израильские полицейские предупредили христианских паломников о возможных в праздник террористических актах. Тот же страх перед террористами заставляет итальянские власти усилить меры безопасности в самом Ватикане. Не менее тревожным будет Рождество и в Москве, и на юге России. И это не удивительно — если нет мира на Святой Земле, где родился Иисус, то, как же он воцарится на наших диких и заснеженных просторах…
Только глядя на маленьких детей, пришедших в этот прекрасный и яростный мир, завершает свои размышления Марк Смирнов, верится, что, может быть, для них наступит тот мир, о котором пели однажды ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки)
Церковное и мирское будет сегодня идти рядом
Как бы там ни было, в нынешнее Рождество церковное и мирское будет соседствовать. В Рождественский сочельник 24 декабря масса народа, среди которого, безусловно, будут не только верующие и не только католики, собирется перед собором Святого Петра посмотреть на установленную здесь недавно елку и Presepio — фигуры, изображающие Рождественские ясли.
Рождественские ясли, или Presepio — один из главных атрибутов Рождества на Апеннинах. Кстати, традиция устанавливать такие ясли в храмах или дома под елкой существует и во многих странах Центральной и Восточной Европы — в Германии, Швейцарии, Чехии.
Традиция рождественского Presepio зародилась в XIII веке и связана с именем святого Франциска Ассизского, впервые устроившего в лесу под Ассизи «живые картины», представляющие рождение младенца Иисуса. В нынешней форме Presepio получили наибольшее распространение начиная с XVI века. Центром этого ремесла — Неаполь. Там до сих пор трудятся лучшие мастера этого «жанра».
Presepio могут быть разными — от скромных, умещающихся в спичечной коробочке (кстати, среди таковых бывают весьма ценные, изготовленные из драгоценных металлов) — до огромных многоплановых, занимающих целую комнату.
Рождественские события в таком Presepio, как правило, представлены на фоне умело изображенного мастером древнего города со множеством разнообразных персонажей, которые занимаются своими будничными делами и в то же время служат окружением Девы Марии и новорожденного младенца Иисуса. Часто Presepio бывают механическими — фигурки двигаются, а из фонтанов и водокачек льется вода.
В Риме под Рождество каждый год проходит выставка подобных Presepio, являющихся настоящими произведениями искусства и механики.
Самодельные рождественские ясли выстраиваются во многих домах. Фигурки, которые можно использовать для построения Presepio, и целые его фрагменты продаются на рождественских базарах, и во многих семьях существует традиция покупать их каждый год, чтобы дополнять уже существующее сцены.
Нет ни одной витрины, которую в рождественские дни не украшали бы рождественские сценки. Кондитерские пекут торты, где Рождество предстает в шоколаде. Presepio выстраиваются во всех храмах, а также на многих улицах и площадях.
Но главные Рождественские ясли Италии возводятся на площади перед собором святого Петра рядом с громадной Рождественской елкой. По традиции, Presepio здесь строится в человеческий рост, а его персонажи каждый раз меняют национальные костюмы.
Ватиканские ясли каждый год готовится в секрете, и их открывают утром в Рождественский сочельник. Место святого младенца в этот момент пустует. Куклу, изображающую новорожденного Иисуса, кладут в ясли ровно в 12 ночи, в то время, когда в соборе Папа совершает торжественное богослужение. В ходе рождественской недели куклу несколько раз поменяют — ребенок растет.
Когда праздновался 2000-летний юбилей христианства, рождественские сцены изображали дети прямо на ступенях собора Святого Петра.
Причина популярности Рождества у людей — в его символике
Ясли, наряженные ели и многие другие атрибуты давно уже стали в народном сознании неотъемлемыми символами Рождества. Именно в символике этого праздника, на взгляд швейцарской газеты Le Temp (с переводом материала опубликованного на ее страницах знакомит сайт InoPressa.Ru), — его колоссальная популярность у людей, живущих практически на всех континентах.
Рождество — праздник в высшей степени синкретический. По мере своего распространения в Европе и во всем мире он приобрел весьма богатое внутреннее содержание. Эта исключительная способность к адаптации превратила его в универсальный праздник, который ощущают своим верующие и неверующие, итальянцы и китайцы, родители и дети, считает газета.
Превратившись в XIX веке в семейный праздник, Рождество постепенно утратило свою религиозную основу, став частью фольклора — особенно в странах с протестантской традицией. В этом фольклоре отразились неожиданные сочетания между сакральным и мирским, между различными культурами и традициями, что придает Рождеству его неповторимое обаяние.
Возникнув в IV веке в качестве альтернативы старому римскому празднику Непобедимого Солнца (Sol invictus), Рождество впитало в себя его глубинный смысл. Христос, свет мира, родился 25 декабря, в момент зимнего солнцестояния. Он — новое Солнце для людей, пришедшее, чтобы прогнать мрак.
В начале XII века вся Европа становится христианской и пышно отмечает Рождество Христово. Именно в эту эпоху складываются рождественские традиции и получают распространение новые обычаи.
Христианские мистерии, изображающие сцены рождения Иисуса, вдохновляются традициями народного театра. Рождественская елка украшается красными яблоками и символизирует райское дерево. Ветки падуба становятся символом тернового венца Христа.
Церковь не всегда с одобрением смотрит на эти мирские инновации, но относится к ним терпимо. Она сама обогащает праздник, вводя в обычай совершение полуночной литургии и приучая народ петь рождественские песни.
Способность праздника приспосабливаться к меняющимся условиям, часто используемая в коммерческих целях, обещает ему светлое будущее. Однако было бы ошибочным сводить все к торговой выгоде.
Несмотря на значение Пасхи, Рождество остается любимым праздником христиан. Рождество с его символикой трогает сердца людей больше, чем любой другой праздник. И, как отмечал психоаналитик Эрнест Джонс, еще неизвестно, «выжило ли бы христианство, если бы оно не учредило праздник Рождества со всей его символикой», заключает Le Temp.
*