Под занавес весенней сессии 8 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о продлении на три года срока реализации реформы местного самоуправления (МСУ). Такое решение депутатов в интервью «Росбалту» прокомментировал председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый.

Владимир Семенович, чем вызвана необходимость отсрочки реформы?

— Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что ни о какой приостановке реформы МСУ, ни тем более о ее сворачивании, не может быть и речи. 131-й закон [«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — «Росбалт»] увязан с Бюджетным, Жилищным и Градостроительным кодексами, с другими законами, которые принимались либо корректировались в соответствии с новой концепцией разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти. Сейчас просто взять и выдернуть этот закон нельзя — разрушится вся конструкция. Однако существует проблема неодинаковой готовности регионов к реализации реформы.

Причины здесь разные — и объективные, и субъективные. Сказываются и социально-экономические факторы, и нехватка управленческих кадров на местах, и непоследовательность действий властей отдельных регионов, невыполнение требований федерального законодательства. К сожалению, дисциплиной не может похвастаться и Правительство, которое многие нормативно-правовые акты, сопутствующие реализации 131-го закона, до сих пор не разработало.

Что может сделать федеральный законодатель в сложившейся ситуации? Отменять вступление закона в силу в полном объеме в установленные сроки, как я уже сказал, нельзя. Это потребовало бы внесение изменений в более чем 150 законодательных актов, включая пресловутый 122-й закон. Следовательно, законопроект о так называемой «отсрочке» реформы МСУ в том виде, как он был проголосован в первом чтении, не может быть принят.

Какие поправки вы готовите ко второму чтению?

— Комитет будет настаивать на том, чтобы норма о продлении муниципальных выборов до 1 декабря 2007 года была исключена. В двадцати субъектах РФ выборы уже прошли, еще в шестидесяти они намечены на сентябрь-октябрь. Однако решение, принятое Госдумой 8 июля, в регионах восприняли как сигнал, что назначенные выборы можно не проводить — отложить их «до лучших времен». В связи с этим глава ЦИК Александр Вешняков уже разослал в избиркомы субъектов РФ письмо, в котором однозначно говорится: принятие в первом чтении поправок в 131-й закон, цитирую, «не является основанием для приостановления действий, связанных с организацией и проведением выборов во вновь образованных муниципальных образованиях». ЦИК подчеркивает, что органы власти субъектов РФ должны обеспечить проведение муниципальных выборов в срок до 1 ноября 2005 года. Это принципиальная позиция: избирательная кампания будет идти своим ходом, выборы состоятся в срок.

Другой вопрос — продление до 1 января 2009 года переходного периода для реализации реформы МСУ. Эту новацию мы поддерживаем. В течение трех «переходных» лет субъектам Федерации нужно предоставить право самостоятельно — своими законами — регулировать объем полномочий для новых муниципальных образований поселенческого уровня. Пытаться синхронизировать этот процесс в масштабе страны, наверное, не имеет смысла. Пусть каждый субъект сам определяет, какие полномочия и в какой последовательности передавать муниципалитетам.

Считаю также возможным продлить на год до 1 января 2007 года срок разграничения государственного имущества между муниципальными образованиями районного и поселенческого уровней — соответствующая поправка ко второму чтению будет внесена. Кроме того, необходимо обязать Правительство предусмотреть в федеральных бюджетах на 2006-2008 годы средства для оказания финансовой помощи субъектам РФ на реализацию реформы МСУ. Насколько мне известно, Минфин предполагает уже в следующем году создать такой резервный фонд.

Тогда возникает вопрос: зачем выбирать глав муниципалитетов и депутатов низового уровня, если не известно, чем они будут заниматься? Если власти субъектов Федерации, воспользовавшись правом отсрочки, не станут торопиться с принятием решений, о которых вы говорили, местные депутаты смогут приступить к исполнению своих обязанностей только через 2-3 года…

— Я убежден, что все субъекты РФ определят какой-то минимальный перечень полномочий для своих муниципальных образований, так что без дела никто не останется. Поле деятельности здесь широкое — от разработки уставов муниципалитетов и формирования местных бюджетов до решения социально-бытовых вопросов. Региональным властям хватает сегодня своих забот, им нет резона взваливать на себя проблемы малых городов и поселений.

По закону о МСУ уставы муниципальных образований должны регистрироваться в порядке, устанавливаемом специальным федеральным законом. Однако этот закон до сих пор не принят…

— Уже принят, но еще не подписан Президентом. Правительство с опозданием, но все же внесло законопроект в Госдуму, в начале июля мы одобрили его сразу в трех чтениях. С 1 сентября 2005 года он должен вступить в силу. Регистрацию уставов будет проводить уполномоченный федеральный орган, скорее всего, Министерство юстиции и его территориальные подразделения.

Известно, что инициатором реформы МСУ был федеральный центр, желавший создать на муниципальном уровне своего рода «противовес» региональным властям. Не кажется ли вам, что после отмены прямых выборов губернаторов и перераспределения полномочий в пользу центра необходимость в муниципальной реформе, по сути дела, отпала?

— Система так называемых «сдержек и противовесов» была внедрена Ельциным и просуществовала до 2000 года. Тогда наблюдалось известное противостояние между главами регионов и столичными мэрами. И те, и другие избирались публично, имели большое влияние на людей и конкурировали в борьбе за должности: мэр столичного города всегда мог претендовать на губернаторское кресло. Центр эту ситуацию искусственно поддерживал и нагнетал, и губернаторам приходилось все время искать федеральной защиты.

Сегодня реализуется принципиально иная концепция организации государственной власти. Конечной целью административной и муниципальной реформ является повышение эффективности госуправления. Ставка делается на более четкое разграничение полномочий и, одновременно, повышение ответственности каждого уровня власти за осуществление своих функций. Главы субъектов РФ и мэры городов разведены: губернаторы теперь утверждаются в должности заксобраниями регионов по представлению Президента, а мэры избираются населением. Противостояние исключено.

Как вы относитесь к идее назначения мэров крупных городов губернаторами, чтобы градоначальники не избирались, а утверждались в должности, как руководители регионов?

— Отрицательно. МСУ является базой формирования демократических институтов. Если мы откажемся от выборности органов власти на местах, о демократии и народовластии можно будет надолго забыть. Люди должны знать, что их материальное, бытовое и социальное благополучие — в их собственных руках, что никто со стороны не приедет в их город или поселок решать проблемы. Именно на муниципальном уровне, когда население само избирает власть, зарождается демократия.

Кому все-таки принадлежит инициатива продления срока муниципальной реформы — депутатам Госдумы, региональным властям или администрации Президента?

— Как председатель думского комитета я, конечно, должен сказать: депутатам. Формально это так — законопроект внесла группа парламентариев, кстати, представляющих разные фракции, большинство — члены «Единой России». Но инициатива эта родилась не на пустом месте. Законодатели воспринимают и отражают настроения регионов. Не случайно 17 субъектов РФ — в том числе Московская, Ульяновская, Сахалинская и Калининградская области, Республики Коми, Ингушетия и Алтай — представили положительные отзывы на законопроект. С другой стороны, 9 регионов депутатскую инициативу не поддержали. Это говорит о том, что единой точки зрения не существует, у каждого субъекта свое видение проблемы. Отсюда полярность суждений. Но принципиально следующее: отменять реформу МСУ никто не предлагает — нет такого мнения, оно не звучит даже полушёпотом. Есть разные представления о том, что нужно сделать, чтобы реформа пошла во благо и была встречена с пониманием, чтобы не повторилась история с монетизацией льгот. Над этим сейчас и нужно работать.

Беседовал Игорь Джохадзе, ИА «Росбалт», Москва

Росбалт, 16/07/2005, 17:13

ИА «Росбалт»

***