Реформа местного самоуправления не отменяется
Под занавес весенней сессии 8 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о продлении на три года срока реализации реформы местного самоуправления (МСУ). Такое решение депутатов в интервью «Росбалту» прокомментировал председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый.
— Владимир Семенович, чем вызвана необходимость отсрочки реформы?
— Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что ни о какой приостановке реформы МСУ, ни тем более о ее сворачивании, не может быть и речи. 131-й закон [«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — «Росбалт»] увязан с Бюджетным, Жилищным и Градостроительным кодексами, с другими законами, которые принимались либо корректировались в соответствии с новой концепцией разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти. Сейчас просто взять и выдернуть этот закон нельзя — разрушится вся конструкция. Однако существует проблема неодинаковой готовности регионов к реализации реформы.
Причины здесь разные — и объективные, и субъективные. Сказываются и социально-экономические факторы, и нехватка управленческих кадров на местах, и непоследовательность действий властей отдельных регионов, невыполнение требований федерального законодательства. К сожалению, дисциплиной не может похвастаться и Правительство, которое многие нормативно-правовые акты, сопутствующие реализации 131-го закона, до сих пор не разработало.
Что может сделать федеральный законодатель в сложившейся ситуации? Отменять вступление закона в силу в полном объеме в установленные сроки, как я уже сказал, нельзя. Это потребовало бы внесение изменений в более чем 150 законодательных актов, включая пресловутый 122-й закон. Следовательно, законопроект о так называемой «отсрочке» реформы МСУ в том виде, как он был проголосован в первом чтении, не может быть принят.
— Какие поправки вы готовите ко второму чтению?
— Комитет будет настаивать на том, чтобы норма о продлении муниципальных выборов до 1 декабря 2007 года была исключена. В двадцати субъектах РФ выборы уже прошли, еще в шестидесяти они намечены на сентябрь-октябрь. Однако решение, принятое Госдумой 8 июля, в регионах восприняли как сигнал, что назначенные выборы можно не проводить — отложить их «до лучших времен». В связи с этим глава ЦИК Александр Вешняков уже разослал в избиркомы субъектов РФ письмо, в котором однозначно говорится: принятие в первом чтении поправок в 131-й закон, цитирую, «не является основанием для приостановления действий, связанных с организацией и проведением выборов во вновь образованных муниципальных образованиях». ЦИК подчеркивает, что органы власти субъектов РФ должны обеспечить проведение муниципальных выборов в срок до 1 ноября 2005 года. Это принципиальная позиция: избирательная кампания будет идти своим ходом, выборы состоятся в срок.
Другой вопрос — продление до 1 января 2009 года переходного периода для реализации реформы МСУ. Эту новацию мы поддерживаем. В течение трех «переходных» лет субъектам Федерации нужно предоставить право самостоятельно — своими законами — регулировать объем полномочий для новых муниципальных образований поселенческого уровня. Пытаться синхронизировать этот процесс в масштабе страны, наверное, не имеет смысла. Пусть каждый субъект сам определяет, какие полномочия и в какой последовательности передавать муниципалитетам.
Считаю также возможным продлить на год до 1 января 2007 года срок разграничения государственного имущества между муниципальными образованиями районного и поселенческого уровней — соответствующая поправка ко второму чтению будет внесена. Кроме того, необходимо обязать Правительство предусмотреть в федеральных бюджетах на 2006-2008 годы средства для оказания финансовой помощи субъектам РФ на реализацию реформы МСУ. Насколько мне известно, Минфин предполагает уже в следующем году создать такой резервный фонд.
— Тогда возникает вопрос: зачем выбирать глав муниципалитетов и депутатов низового уровня, если не известно, чем они будут заниматься? Если власти субъектов Федерации, воспользовавшись правом отсрочки, не станут торопиться с принятием решений, о которых вы говорили, местные депутаты смогут приступить к исполнению своих обязанностей только через 2-3 года…
— Я убежден, что все субъекты РФ определят какой-то минимальный перечень полномочий для своих муниципальных образований, так что без дела никто не останется. Поле деятельности здесь широкое — от разработки уставов муниципалитетов и формирования местных бюджетов до решения социально-бытовых вопросов. Региональным властям хватает сегодня своих забот, им нет резона взваливать на себя проблемы малых городов и поселений.
— По закону о МСУ уставы муниципальных образований должны регистрироваться в порядке, устанавливаемом специальным федеральным законом. Однако этот закон до сих пор не принят…
— Уже принят, но еще не подписан Президентом. Правительство с опозданием, но все же внесло законопроект в Госдуму, в начале июля мы одобрили его сразу в трех чтениях. С 1 сентября 2005 года он должен вступить в силу. Регистрацию уставов будет проводить уполномоченный федеральный орган, скорее всего, Министерство юстиции и его территориальные подразделения.
— Известно, что инициатором реформы МСУ был федеральный центр, желавший создать на муниципальном уровне своего рода «противовес» региональным властям. Не кажется ли вам, что после отмены прямых выборов губернаторов и перераспределения полномочий в пользу центра необходимость в муниципальной реформе, по сути дела, отпала?
— Система так называемых «сдержек и противовесов» была внедрена Ельциным и просуществовала до 2000 года. Тогда наблюдалось известное противостояние между главами регионов и столичными мэрами. И те, и другие избирались публично, имели большое влияние на людей и конкурировали в борьбе за должности: мэр столичного города всегда мог претендовать на губернаторское кресло. Центр эту ситуацию искусственно поддерживал и нагнетал, и губернаторам приходилось все время искать федеральной защиты.
Сегодня реализуется принципиально иная концепция организации государственной власти. Конечной целью административной и муниципальной реформ является повышение эффективности госуправления. Ставка делается на более четкое разграничение полномочий и, одновременно, повышение ответственности каждого уровня власти за осуществление своих функций. Главы субъектов РФ и мэры городов разведены: губернаторы теперь утверждаются в должности заксобраниями регионов по представлению Президента, а мэры избираются населением. Противостояние исключено.
— Как вы относитесь к идее назначения мэров крупных городов губернаторами, чтобы градоначальники не избирались, а утверждались в должности, как руководители регионов?
— Отрицательно. МСУ является базой формирования демократических институтов. Если мы откажемся от выборности органов власти на местах, о демократии и народовластии можно будет надолго забыть. Люди должны знать, что их материальное, бытовое и социальное благополучие — в их собственных руках, что никто со стороны не приедет в их город или поселок решать проблемы. Именно на муниципальном уровне, когда население само избирает власть, зарождается демократия.
— Кому все-таки принадлежит инициатива продления срока муниципальной реформы — депутатам Госдумы, региональным властям или администрации Президента?
— Как председатель думского комитета я, конечно, должен сказать: депутатам. Формально это так — законопроект внесла группа парламентариев, кстати, представляющих разные фракции, большинство — члены «Единой России». Но инициатива эта родилась не на пустом месте. Законодатели воспринимают и отражают настроения регионов. Не случайно 17 субъектов РФ — в том числе Московская, Ульяновская, Сахалинская и Калининградская области, Республики Коми, Ингушетия и Алтай — представили положительные отзывы на законопроект. С другой стороны, 9 регионов депутатскую инициативу не поддержали. Это говорит о том, что единой точки зрения не существует, у каждого субъекта свое видение проблемы. Отсюда полярность суждений. Но принципиально следующее: отменять реформу МСУ никто не предлагает — нет такого мнения, оно не звучит даже полушёпотом. Есть разные представления о том, что нужно сделать, чтобы реформа пошла во благо и была встречена с пониманием, чтобы не повторилась история с монетизацией льгот. Над этим сейчас и нужно работать.
Беседовал Игорь Джохадзе, ИА «Росбалт», Москва
Росбалт, 16/07/2005, 17:13
***