Прощай, Карлсон! Лучший в мире Карлсон. Скончался Спартак Мишулин
Прошел всего месяц, как Театр сатиры попрощался с замечательным актером Анатолием Гузенко. И вдруг — еще одна потеря. Но какая!!! В воскресенье, в 4 утра, умер Спартак Мишулин.
Театр закрыл сезон, и в Москве практически никого нет, за исключением администратора. Худрук Сатиры Александр Ширвиндт срочно выезжает с Валдая, где он отдыхает. С утра удалось дозвониться только Ольге Аросевой, которая накануне приехала из Черногории.
Фото ИТАР-ТАСС |
— Я в шоке. Не могу поверить. Моя жизнь связана с ним очень крепко: ведь много лет назад это я привезла его в Москву из омского театра, где он работал вместе с моей сестрой. И тогда, я помню, она сказала мне: “Обрати внимание на Спартака, это очень хороший артист”. Я договорилась с Валентином Плучеком, он встретился со Спартаком летом, когда мы были на гастролях в Перми, а с нового сезона Спартак уже вошел в труппу. Можно сказать, что я наблюдала все стадии его становления — очень эмоциональный актер, чувствительный, все остро переживающий.
Как признается Аросева, ее сестра ошиблась — Мишулин был не просто хороший актер, а как показало время — удивительно тонкий и многогранный. “Штучный, — говорит она. — Играл так, как никто не играл. И был неповторим во всех своих проявлениях”.
15 лет Спартак Мишулин работал знаменитым паном Директором в не менее знаменитом телевизионном “Кабачке “13 стульев”. Приходил эдакий придурковатый начальник, нес околесицу, но был при этом смешной и заразительный. Многие его так и воспринимали — простодушный чудак, которого несложно облапошить.
— Однако в это самое время, когда “Кабачок” и мы, все его персонажи, находились в зените славы, Спартак, между прочим, снялся в “Белом солнце пустыни”, — продолжает Ольга Аросева. Он сыграл Саида — почти безмолвный персонаж. Но какой силы! Какой тонкий рисунок! Ведь у него не было никаких монологов, он произносил лишь одно слово “стреляли”, а при этом такая мощь. Одни большие глаза на экране, а столько говорящие…
— Ольга Александровна, вспомните ваше последнее общение.
— Ну что я могу вспомнить? Разве что последние спектакли, которые мы играли вместе, — “Андрюша”, “Нам все еще смешно”. Мы выходили вместе в разных сценах, вместе выходили на поклонах, держась за руки. А на самом деле поддерживали друг друга, потому что и у меня болели ноги, и у него болели колени. Но он из тех, кто никогда не жаловался.
Последние гастроли Спартака Мишулина — Чита. Театр повез несколько спектаклей, в том числе и “Карлсона”. Одно из условий принимающей стороны — чтобы “Карлсона” играл только Спартак Мишулин. Юрий Васильев рассказывает:
— Спартак отыграл пять “Карлсонов”. Начинали спектакль в 11 утра, а по московскому времени это было 5 утра. И он играл, а потом еще по полтора часа фотографировался с детьми, которых привозили в Читу на знаменитого Карлсона со всех окрестных лагерей.
— Юра, как он себя чувствовал после такого марафона?
— Абсолютно как обычно — бодрый, шутил. Когда он лег в больницу на профилактику, я позвонил ему: “Спартак Васильевич, что привезти?” — “Ничего не надо, у меня все есть”. Сказал еще, что скоро выйдет, только проверит сосудики. Но…
Конечно, он был самым лучшим в мире Карлсоном. Будучи народным артистом, не гнушался выходить в детских спектаклях, напяливать на себя здоровенное пузо, потеть под гримом, в теплой одежде, летать на тросах под колосниками. Это все — Спартак Мишулин, беззаветно преданный театру человек.
Московский Комсомолец
от 18.07.2005
Марина РАЙКИНА
***