(МН). В 2007 году Россия догонит себя самое. То есть превзойдет объем производства ВВП 1990 года, считающийся до сих пор историческим максимумом. В 2005 году предполагается получить от этого максимума 90 процентов. Такие данные сообщил министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Совете Федерации при обсуждении проекта бюджета на 2006 год. Таким образом, сказал министр, мы преодолеем тот провал, который был в 90-е годы. Кудрин отметил также, что экономический рост за последние 5 лет является самым высоким за всё минувшее 35-летие. Согласно прогнозу правительства, высокие темпы прироста ВВП — от 5,6 до 6 % ежегодно — сохранятся в 2005 — 2008 годах. >>>

Статистическое обоснование указанной информации не вызывает сомнений, так что можно признать ее однозначно радостной и на том успокоиться. Но можно подвергнуть ее и критическому разбору. Прежде всего весьма сомнительно, что именно в 1990 году экономика СССР, и в том числе России, достигла исторического максимума. Даже официальные данные советской статистики позволяют заключить, что экономический рост в СССР прекратился гораздо раньше: скорее всего, в 70-х годах, а никак не в 1990-м. А это значит, что и рубеж 1990 года как ориентир в оценке экономических успехов весьма сомнителен. Сомнительна и сама надежность прямого сопоставления стоимостных показателей производства, выраженных в плановых ценах (до 1991 года) и в рыночных (начиная с 1992-го).

Более надежно в экономическом смысле сопоставление экономических итогов в период, начиная с 1992 года. Но тут возникают другие вопросы. Известно, что для удвоения ВВП за 10 лет, так часто обсуждаемого, требуется среднегодовой прирост по 7,2 %. Известно, что в последние 5 лет, о которых с гордостью сказал министр, такой темп достигался. Почему же он не прогнозируется в последующие 4 года, и можно ли как-то повлиять на эти ожидаемые результаты? Об этом Кудрин умолчал. Известно мнение министра экономики Германа Грефа: темпы, обеспечивающие указанное удвоение, ныне невозможны. Известно мнение советника президента Андрея Илларионова: возможны. Известно мнение Егора Гайдара: завершение восстановительного роста действует на экономические темпы понижающим образом. А выход в уже близком 2007 году на уровень 1990 года как раз и означает исчерпание возможностей восстановительного роста.

Как ни странно, в каком-то смысле правы все. Прав Гайдар: восстановительный рост требует относительно меньше инвестиций, во многих случаях достаточно пустить остановленное ранее производство. Прав Греф: почти исчерпано действие таких важнейших факторов роста последних лет, как девальвация рубля 1998 года и безумный рост цен на нефть. Прав Илларионов: если 80 стран мира в последние годы достигали таких темпов, то чем мы хуже?

Прав в своих конкретных суждениях каждый из троих в отдельности, неправы в общих выводах все вместе. Одни умалчивают о том, что ситуация изменилась и прежние факторы роста больше не будут работать. Другие умалчивают о том, что есть возможность пустить в ход новые факторы, и прежде всего — смелее снижать налоги и защитить бизнес от административного произвола, отпугивающего инвесторов.

Хорошо, что такие вопросы публично обсуждаются. Плохо, что обсуждаются формально и главным образом лишь в кругу депутатов и министров. На самом деле решение таких проблем затрагивает каждого, оно требует общественного понимания и общественного согласия.

Отто Лацис, политический обозреватель «МН»

№27 за 2005 год (15.07.2005)

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

***