Недавно в Нижнем Новгороде состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе, на котором, кроме прочих, был рассмотрен вопрос «Развитие дорожной сети и мостовых сооружений ПФО в 2005-2007 годах: ключевые объекты, объёмы и механизмы финансирования».

По территории округа проходит 16 федеральных дорог общей протяженностью 7,3 тыс. км. В числе которых магистральные дороги М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-32 Самара – граница Республики Казахстан, «Вятка» Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров – Сыктывкар и другие.

Как отметил в своём докладе руководитель Федерального дорожного агентства О.В. Белозёров, поскольку по дорогам округа осуществляются значительные объёмы транзитных перевозок (до 40% российских транспортных потоков), то проблема состояния дорог и обеспечения их стабильного обслуживания выходит за рамки конкретных субъектов Федерации и превращается в проблему страны в целом или, по крайней мере, Европейской её части.

Особенностью дорожной сети округа является наличие крупнейших рек Волги, Камы, Вятки, Урала и других, недостаточное количество мостов через которые не позволяет завершить создание межрегиональных автодорожных маршрутов. На территории округа уже много лет строится 6 крупнейших внеклассных мостов. Например, мост через р. Волгу в Ульяновске строится с 1987 года, у Саратова – с 1991года, через р. Ветлугу – с 1993 года.

Немаловажным фактором является и то, что в настоящее время движение водного транспорта в Приволжском федеральном округе по многим направлениям через крупные реки может осуществляться только по плотинам ГЭС, что не только ограничивает движение из-за невозможности расширения проезда, но и значительно снижает безопасность функционирования ГЭС.

В соответствии с программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» строительство внеклассных мостовых и транспортных сооружений в 2005-2007 году должно быть завершено в Республике Мари Эл – через р. Ветлугу, в Перми и Республике Татария – через р. Каму и другим.

По инициативе Губернатора Самарской области К.А. Титова в федеральную программу включено строительство моста через Волгу у города Самары взамен существующего перехода через плотину Куйбышевской ГЭС.

Как считают экономисты, несмотря на высокую стоимость, строительство новых мостов – это выгодные инвестиционные проекты, которые могут быть реализованы с применением механизмов государственного партнёрства.

На заседании Совета была обозначена и другая проблема региона: движение транзитного транспорта по улицам исторической части городов Нижний Новгород, Самара, Казань, Саратов и т.д. Интенсивность движения транспорта на подходах к этим городам достигает 10-20 тысяч автомобилей в сутки, что нередко приводит к продолжительным заторам. Ряд регионов пытается решить данную проблему на местном уровне. Среди них и Самарская область, в которой в соответствии с областной программой совершенствования развития сети автомобильных дорог приоритетным направлением считается строительство обводных автомобильных дорог и магистралей скоростного и непрерывного движения.

Наибольшую тревогу у руководителя Федерального дорожного агентства О.В. Белозёрова вызвала недостаточность выполняемых работ по ремонту и содержанию автодорог в регионах Приволжского федерального округа.

На территории округа в капитальном ремонте нуждается 6,1 тыс. км. федеральных автомобильных дорог с ориентировочной общей стоимостью 5,8 млрд. руб. На сегодня финансовые возможности Федерального дорожного агентства не позволяют выделять более 10% от необходимой суммы на капитальный ремонт федеральных магистралей.

В 3 раза по сравнению с 2000 годом сократились объёмы финансирования ремонта и содержания территориальных автомобильных дорог. Во многих субъектах не хватает средств не только на строительство новых дорог, реконструкцию перегруженных участков, но и на содержание территориальной сети автодорог в работоспособном состоянии.

По данным Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» потребность регионов в средствах для содержания и ремонта автодорог удовлетворяется на 38% (Республика Мордовия) — 89% (Ульяновская область). Как отметил О.В. Белозёров, в Самарской области с решением этого вопроса дело обстоит несколько лучше, даже остаются средства на развитие дорожной сети (729 млн. рублей).

Кроме того, на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО Самарская область была отмечена, как лидер по выполнению условий предоставления субсидий из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Если Самарская область свои обязательства перед федеральным бюджетом выполнила на 138%, то, например, Удмуртская Республика – на 86%, Ульяновская область – на 79%, Республика Татарстан – на 5%, сообщает информационно-аналитическое управление администрации Губернатора СО.

*