Эту спорную тему на семинаре ГАИ, прошедшем в самарском Доме журналиста, прокомментировал заместитель начальника отдела технического надзора и пропаганды Управления ГАИ ГУВД Самарской области Алексей Мартынцев.

Как известно, в 1998 году функции служб, производящие техосмотр транспортных средств и служб технического обслуживания транспорта были разделены. Выявив технические неполадки своей машины, водитель сам выбирал сервис, который занимался ремонтом машины, и лишь после этого получал «заветный» талон в ГАИ. Однако теперь данную систему предполагается перевести «на западные рельсы».

В большинстве европейских стран (Финляндия, Швеция, Германия и т. д.) осмотром занимаются непосредственно специалисты по техобслуживанию: выявив недостатки, они здесь же устраняют их – разумеется, не бесплатно. Талон о пройденном техосмотре, по новым законопроектам, также будут выдавать не «органы», а производившие ремонт службы.

С одной стороны, очевидны положительные стороны нового порядка: осмотр будут проводить квалифицированные кадры, а водителю не нужно будет посещать несколько служб – достаточно приехать в одну. Да и ГАИ, как заметил Алексей Мартынцев , поменьше будут обвинять во взяточничестве. Однако, с другой стороны, принятие проекта вполне способно вызвать серьёзное социальное возмущение. Самый элементарный ремонт будет оценен как минимум в 500 руб. (причём рассматривается включение только стоимости запчасти и работы автослесаря), в основном же водителю придётся рассчитывать потратить не менее 1500 руб. Каким образом отреагируют на это не только пенсионеры, но и люди среднего достатка – спрогнозировать несложно.

К тому же, ещё неизвестно, как будет развиваться процесс естественно возникающей на этой почве конкуренции сервисных служб. Не исключено, что некоторые (а то и многие) работники сервисов окажутся «нечестными» и будут заявлять о несуществующих неполадках и требовать деньги за их мнимое устранение.

Спорным, собственно говоря, остаётся и сам вопрос о необходимости техосмотра как такового. Транспортное средство является частной собственностью, и отказ собственнику в праве пользования им, по большому счёту, является не чем иным, как ущемлением прав собственника.

22.02.04

ГИБДД.ИНФО

*