В Москве стартовал проект радикальных фототехнологий "Фотограмма"
В столичном Государственном центре современного искусства начали работу выставка и специальная программа по истории и технике фотограммы. В экспозиции представлена ретроспектива Родченко, Лисицкого, Хлебникова, Степанова, сообщается в пресс-релизе ГЦСИ.
Фотограмма — это способ получения силуэта предмета, который кладут на фотобумагу и выставляют на яркий свет. В результате самые непрозрачные части объекта получаются белыми, а самые светлые — темными. Эту простую и парадоксальную технику очень любили русские художники-конструктивисты, в том числе Александр Родченко и Эль Лисицкий. В 50-е годы Александр Хлебников делал фотограммическую рекламу перчаток и чулок.
Фотограммой в России занимались сравнительно мало, и сохранилось небольшое количество работ. На Западе этой технике уделяли больше внимания, причем корифеи визуального авангарда — Кристиан Шад, Ман Рэй, Ласло Мохой-Надь. В один из дней на московской выставке можно будет увидеть пример использования фотограммы в кинофильме Мана Рэя «Морская звезда» (1924).
Кураторы выставки рассчитывают не только на «эстетические интересы зрителей». Они показывают работы современных отечественных фотограммистов и хотят тем самым привлечь внимание любителей к этой плодотворной и оригинальной технике.
*