В Петербурге открылась выставка русского ампира
Выставка русского ампира из собрания Эрмитажа открылась в новых экспозиционных залах здания Генштаба в Петербурге. В экспозицию включены около шестисот предметов декоративно-прикладного искусства, графики и живописи, созданных в две первые декады XIX века, сообщается в пресс-релизе выставки на сайте museum.ru.
Типичное воплощение ампира — это триумфальные арки, прочно вошедшие в российский обиход, большие комплексы зданий общественнго и государственного назначения (тот же Генштаб, Адмиралтейство, Горный институт в Петербурге). В монументальной скульптуре — это героические монументы, например, памятник Минину и Пожарскому в Москве Важной приметой стиля в прикладном искусстве стало художественное литье из бронзы (те же Минин и Пожарский, но настольного размера). Другой характерный пример ампира — в парадное оружие и форма русской армии: киверы, кирасы, кавалерийские каски стилизованы под античные образцы. Более мирные объекты — предметы мебели, столовый фарфор, часы — несут черты новой пышности и нарочитой декоративности, в них цитируются не только греко-римские, но и египетские древности.
Ампир — это финал развития классицизма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. К традиционным античным мотивам добавляется римская военная символика — орлы, знамена, доспехи, лавровые венки. Культивировать это направление стали французы после триумфальных войн Наполеона. Само название стиля — empire — происходит от слова империя, под которой сначала подразумевалась Франция.
Примечательно, что русский ампир, целиком вышедший из французского, не был сосредоточен на фигуре императора, а, напротив, явился патетическим отображением идеи национального единства, возникшей в войне с Бонапартом. Таким образом, выставка в Генштабе является неординарным примером, как национальную идею можно извлечь из мирового наследия, по крайней мере, в ее пластическом выражении.
*