На чем летают китайцы. Госдепартамент США обвиняет Boeing в установке на пассажирский лайнер части крылатой ракеты
Правительство США расследует информацию о том, что корпорация Boeing, продавая гражданские самолеты Китаю, возможно, нарушила американский закон о контроле над экспортом военных технологий. Результатом этого расследования (примерно с равной вероятностью) может быть отстранение Boeing от исполнения правительственных контрактов или смягчение американских норм экспортного контроля.
Как сообщила газета Seattle Times, выходящая в городе, где расположена штаб-квартира Boeing, американское правительство готовится подать в суд на авиастроительную корпорацию за то, что та вместе с пассажирскими самолетами продала китайцам электронный чип, используемый в системе наведения крылатых ракет. Представители госдепартамента, на котором в США лежит ответственность за соблюдение порядка экспорта военных технологий, и Boeing отказались от подробных комментариев, подтвердив лишь, что ведут переговоры для выяснения всех обстоятельств дела.
По данным газеты, речь идет о чипе, именуемом QRS-11. Эту деталь стоимостью от одной до двух тысяч долларов выпускает компания BEI Technologies, находящаяся в штате Калифорния. Французская компания Thales использует эти чипы в своих системах ориентации самолета, которые она поставляет многим авиастроительным компаниям мира, в том числе Boeing и европейскому концерну Airbus. Однако параллельно чип QRS-11 используется в системах наведения американских крылатых ракет. Поэтому в США это устройство считается технологией, экспорт которой в ряд стран (в том числе в Китай) ограничен. Компания Boeing обвиняется в том, что в 2000—2003 годах она без соответствующего разрешения продала Китаю и другим странам 96 самолетов, в которых был установлен злополучный чип и еще 27 отдельных гироскопных систем, также содержащих QRS-11. Во всех этих сделках вместе взятых эксперты госдепа насчитали 94 нарушения закона США о контроле над экспортом оружия. По совокупности содеянного авиастроительному гиганту грозит штраф в 47 млн долл. и, что было бы для него гораздо болезненнее, отлучение от государственных заказов на трехлетний срок.
Представители Boeing со своей стороны на условиях анонимности высказывают мнение, что QRS-11 — относительно несложное с технологической точки зрения устройство и что присутствие этой детали в запретных списках госдепа — явный анахронизм. В этом конкурента полностью поддерживает европейский концерн Airbus, который также обязан получать американскую лицензию на экспорт своих самолетов, изготовленных с применением чипа QRS-11.
Boeing в недавнем прошлом уже подвергался запретам на исполнение государственных контрактов. Командование ВВС США только в марте этого года отменило запрет на участие в конкурсах на распределение таких контрактов, наложенный в июле 2003 года на три производственных дивизиона Boeing. Тогда компания подверглась наказанию за использование инсайдерской информации Пентагона при заключении в 1998 году сделки на поставку ракет американскому оборонному ведомству.
Впрочем, эксперты сомневаются, что подобная история повторится теперь, тем более что буквально за последние недели Boeing начал исполнение нескольких новых военных программ. На этой неделе компания объявила о начале работ по модернизации флота американских разведывательных самолетов AWACS. График обновления навигационного оборудования на 32 таких машинах рассчитан до конца 2010 года. А немного раньше, в конце июня, Boeing получил правительственный заказ на модернизацию основных ударных вертолетов армии США AH-64D Apache Longbow. Кроме того, как сообщает Reuters, сухопутные войска США вскоре определят победителя в соревновании между Boeing Co. и Bell Helicopter, принадлежащей Textron, за право поставить 368 новых боевых разведывательных вертолетов. Эксперты оценивают сумму контракта в 2—3 млрд долл. В 2004 году армия США отказалась от программы поставок вертолетов RAH-66 Comanche, производимых Boeing и отделением United Technologies Corp. Sikorksy Aircraft.
Михаил КУКУШКИН, Сиэтл
Время новостей
N°125
14 июля 2005
***