Белая халатность. В Екатеринбурге произошел вопиющий случай. Три городские больницы отказались принять пожилую женщину, которую врачи "скорой помощи" пытались поместить в лечебное учреждение
(РГ). В трех больницах отказались принять больную женщину, которую врачи «скорой помощи» безуспешно пытались поместить в лечебное учреждение. Женщина умерла в четвертой по счету больнице, где ей тоже отказали в госпитализации, но не успели выставить за порог.
Пожилая пара екатеринбуржцев Мокрушиных находилась в саду, в 40 километрах от города, когда у Дианы Андреевны резко понизилось давление. Врач поселковой «неотложки», осмотрев больную, приказала водителю не жалея машины гнать в Екатеринбург, и уже через час старый медицинский «уазик», скрипя всеми своими сочленениями, въезжал в ворота 33-й городской больницы.
Но шофер, как оказалось, зря напрягал лошадиные силы четырехколесного поселкового «спасателя», в приеме приехавшим отказали и посоветовали обратиться в больницу по месту жительства больной. Однако и в «родную» больницу N 2 женщину и сопровождавшего ее врача по непонятной причине тоже не пустили. Как рассказал муж Дианы Андреевны, дежурная заявила, что прибывших на «скорой» они не принимают. Вот, дескать, если бы вы пешком пришли, тогда другое дело, а пока езжайте в 32-ю больницу.
Водитель «скорой помощи», чертыхаясь, направил колеса по указанному адресу, но день, видимо, не заладился, и здесь тоже попытались отправить приехавших восвояси. Но тут не выдержала фельдшер, ездившая все это время вместе с заболевшей женщиной, она встала в дверях приемного покоя и не выпускала дежурного врача, пока тот не согласился осмотреть пациентку.
Врач заподозрил внутреннее кровотечение, но отказал в госпитализации и направил больную в четвертую по счету за этот день больницу — N 7. И здесь приехавшим тоже не повезло, медики после осмотра заявили, что оснований для госпитализации нет.
Было около восьми часов вечера, когда пенсионерам предложили поехать домой.
Мокрушины были готовы на все, лишь бы скорее закончился этот невообразимо тяжкий и жуткий день, в поездках по больницам они провели почти десять часов.
Но тут Диана Андреевна умерла. Прямо в приемном покое, откуда ее только что «выписали».
Сегодня врачи говорят, что спасти пожилую женщину они все равно бы не смогли, у нее был рак. А врачи «скорой помощи» поселка Верхнее Дуброво, откуда доставили в Екатеринбург Диану Андреевну, утверждают, что этот случай — не единственный, их пациентов часто отказываются принимать в екатеринбургских больницах.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова с тревогой отмечает, что с 2003 года не прекращается рост обращений граждан, которым отказано в оказании экстренной медицинской помощи.
Медики отказывают госпитализировать заболевших по разным причинам: от отсутствия у гражданина необходимой прописки до нежелания принимать пациента, поскольку это не «их специализация». В категорию отверженных попадают все, независимо от возраста и места проживания: от старенького бомжа до восьмимесячного ребенка. Кстати, до сих пор ни один из медицинских работников не был за подобные действия наказан по всей строгости закона.
Несколько месяцев назад «скорая помощь» города Заречного отказалась доставлять из дома в больницу девушку, больную сепсисом. Приехавшая на вызов медсестра после осмотра больной связалась по рации с больницей, сообщив, что больная, помимо сепсиса, поражена ВИЧ-инфекцией, и тут же получила указание отказать ей в госпитализации: дескать, носители СПИДа — не наш профиль.
Пришлось родителям срочно искать машину и самостоятельно отвозить ребенка в Екатеринбург, где через центр борьбы со СПИДом они нашли место под больничной крышей. Хорошо, что городок атомщиков — Заречный расположен всего-то в пятидесяти километрах от областного центра. А случись подобный отказ где подальше?
комментарий
Борис Казаковцев,
заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования специализированной помощи минздравсоцразвития России:
— По действующему законодательству подобными случаями занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Но прежде всего в этом должно разобраться министерство здравоохранения Свердловской области.
Очень трудно, не зная всех нюансов ситуации, ее комментировать — речь-то о здоровье человека. Дело в том, что пациента с далеко зашедшим онкологическим заболеванием, которое может приводить к кровотечениям, должны наблюдать дома или в хосписе, а не в обычном стационаре.
Сама транспортировка такого больного представляет некоторую опасность. Нужно очень тщательно разобраться в данном конкретном случае, чтобы дать объективную оценку действиям медицинских работников. Для этого существует определенный порядок расследования.
Но помимо этого всегда, когда речь идет о здоровье, нельзя забывать об этической стороне, о том, что медик не имеет права отказать пациенту в помощи, если таковая необходима.
И это обязательно должно быть учтено при проведении административного расследования того, что случилось с Дианой Андреевной Мокрушиной.
Анатолий Горлов, Ирина Краснопольская, Светлана Добрынина, Екатеринбург
Дата публикации 14 июля 2005 г.
***