* Изменится ли Лондон после взрывов

    * Трудное слово террорист

    * Будут ли судить британских солдат в Ираке? >>>

«Позволив умеренным мусульманам получить назад их религию у экстремистов, мы положили бы конец исламскому терроризму» Марк Стейн, газета «Дейли телеграф»

Послесловие к лондонским взрывам

«Таймс» с первой страницы сообщает читателям, что террористы использовали в Лондоне взрывчатку армейского образца, которая скорее всего контрабандным путем завезена с Балкан. Все четыре рюкзака со взрывчаткой, судя по всему, подготовил один специалист.

Больше всего материала для анализа дал следователям взрыв автобуса. Израильские эксперты, как пишет газета, указывают на то, что по многим признакам именно в автобусе мог находиться один или двое террористов, но пока неизвестно, был ли взрыв запланированным, как в метро, или случайным.

Опрос общественного мнения, проведенный газетой, показал, что 90% населения высказываются за предоставление полиции больших прав при задержании подозреваемых террористов, более жесткие иммиграционные законы и тщательный досмотр багажа всех прибывающих в страну.

Как ни странно, — отмечает «Таймс», — сами лондонцы не так активно поддерживают введение суровых мер, как остальное население страны. И далее, уже в редакционной статье под заголовком «Охота», «Таймс» пишет о том, что «британский премьер, всегда тонко ощущающий настроения в обществе, распорядился ускорить принятие антитеррористического законодательства и принять все меры для того, чтобы найти организаторов взрыва.»

«Все политические партии в Палате общин были едины в своем стремлении победить терроризм»,- пишет газета,- стараясь выдвинуть конструктивные предложения, а не искать виноватых.»

«Индепендент» пугает читателей фотографией в черном обрамлении: бородатое смуглое лицо выглядывает через разбитые окна лондонской мечети. «Ответный удар»,- в передовой статье под таким заголовком газета пишет, что мусульманские лидеры предупреждают о возможном подъеме исламофобии и приводит первые, редкие, но все же примеры нападений на людей с азиатской внешностью, оскорбительных выкриков, бутылок, брошенных в окна домов, где живут мусульмане, мечетей и, почему-то, сикхского храма, и даже нескольких попыток поджогов.

«Индепендент» пишет также, что генеральный секретарь Мусульманского совета Великобритании Икбал Сакрани в письме к имамам попросил их донести до своей паствы мысль о том, что совершившие взрывы в Лондоне являются общими врагами как мусульман, так и представителей других религий.

По иному расставляет акценты автор статьи в «Дейли телеграф» Марк Стейн. Когда случаются события, подобные тому, что произошло в Лондоне в четверг, исламские группы сразу предупреждают об угрозе для мусульманской общины, пишет автор, — но что это, как не попытка отвлечь от настоящего акта ненависти разговорами о возможных или несуществующих ответных действиях?

Тони Блэр поспешил объявить, что подавляющее большинство мусульман — это законопослушные граждане, которые вместе с нами испытывают отвращение к актам насилия, а один из шефов лондонской полиции и вовсе заявил, что «терроризм и ислам не имеют ничего общего».

Но кто определил это подавляющее большинство? — вопрощает Стейн, и если есть меньшинство, то сколько это, две сотых, два или все 20%? Терроризм кончается там, где его не переносит сложившаяся культура. Но во многих исламских общинах радикально настроенные имамы часто поощряют культ мучеников и самоубийц, силой насаждая свое мнение.

«Так что не удивительно, что умеренно настроенные мусульмане не спешат поднимать голос против зла, которое творят их единоверцы, — считает автор. — Позволив этим умеренным мусульманам получить назад их религию у экстремистов, мы положили бы конец исламскому терроризму. А пока что нам должно быть стыдно за то, что мы поощряем исламскую полицию нравов, предпочитая ее западной свободе».

Трудности перевода?

И еще одна любопытная заметка вынесена на первую полосу «Дейли телеграф». Автор пишет о том, что если в первые дни после лондонских взрывов веб-сайт Би-би-си называл их организаторов террористами, то впоследствии они были переименованы в бомбистов.

В справочнике по редакционной политике Би-би-си говорится, что это слово несет сильную эмоциональную и оценочную нагрузку, и его необоснованное использование может подорвать доверие к корпорации, поэтому его следует избегать.

Газета приводит слова бывшего редактора програмы «Тудей» («Сегодня») — Рода Лиддла, который обвинил Би-би-си в том, что она возводит политкорректность в ранг закона, однако, как пишет далее газета, представители Британской радиовещательной корпорации поспешили заявить, что «слово «террорист» вовсе не запрещено к использованию на Би-би-си.»

Будут ли судить британских солдат в Ираке?

«Наших солдат нельзя отдавать под суд»,- это требование бывших руководителей военного ведомства Великобритании озвучивает на первой полосе все та же «Дейли телеграф».

В среду все шесть бывших начальников генштаба в ходе дебатов в Палате лордов намерены заявить протест по поводу расследования деятельности британских солдат в Ираке.

Военные утверждают, что правительство неправильно понимает закон, и вместо поддержки со стороны министерства обороны солдатам грозит преследование со стороны Международного уголовного суда, в то время как сам премьер-министр до сих пор не доказал законность вступления страны в войну.

«Это настоящий скандал,- приводит газета слова бывшего ключевого советника правительства по вопросам обороны лорда Гатри,- когда я был начальником генштаба, министры клялись, что не допустят такого. О каком боевом духе можно говорить, когда на солдат набросились юристы, правительственные чиновники и даже сами работники минобороны, которые ничего не смыслят в войне?»

Обзор подготовил Леонид Лунеев, Русская служба Би-би-си.

вторник, 12 июля 2005 г., 03:13 GMT 07:13 MCK

Би-би-си

***