Флагману отечественного автопрома удалось преодолеть кризис продаж, наметившийся в начале года. В июне в России компания реализовала на 10% больше автомобилей LADA (55,36 тыс.) по сравнению с июнем прошлого года.

Как говорится в отчете «АвтоВАЗа» за первое полугодие этого года, в январе—июне объем производства составил более 335 тыс. автомобилей, треть из которых (102,8 тыс.) пришлось на семейство LADA 110. Это, кстати, на 2% больше, чем было намечено производственным планом. Еще 46,5 тыс. автомобилей было произведено для реализации за рубежом. Продажи на внутреннем рынке за первое полугодие в целом составили 297,4 тыс. машин.

Еще два месяца назад перспективы расширения продаж были сомнительными. Доля «АвтоВАЗа» на внутреннем рынке по итогам прошлого года составила 41,7%. Общая доля автомобилей марки LADA (с учетом сборки на «РосЛада » и «Иж-Авто ») — 45,9%, что на 1,5% ниже уровня предыдущего года (но на столько же возросли экспортные поставки). Подводя итоги года, глава совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников сообщал акционерам, что с января по апрель 2005 года дилерами в розницу было реализовано 190,3 тыс. автомобилей «Лада», что на 15,9% ниже объема продаж аналогичного периода прошлого года. В связи со сложившейся ситуацией в мае было даже принято решение перейти с 11-сменного режима работы в неделю на 10-сменный. На «АвтоВАЗе» пересмотрели производственный план на 2005 год, снизив объемы до 695 тыс. машин. Тем не менее по итогам первого полугодия, по словам управляющего директора инвесткомпании «АГ-Капитал» Александра Агибалова, среди российских производителей результаты «АвтоВАЗа» «самые лучшие». Впрочем, другие автозаводы не дают столь подробную статистику по своим продажам.

Падение продаж в начале года эксперты связывают с общей конъюнктурой. В первом квартале этого года (по сравнению с первым кварталом 2004-го) падение продаж в целом по рынку составило 5,1%. Сейчас, отмечает г-н Агибалов, спрос на рынке растет: если в первом квартале в России было продано 110 тыс. иномарок (в четвертом квартале 2004 года — 120 тыс.), то во втором — уже 150—160 тыс.

Впрочем, рост рынка не единственный фактор улучшения позиций отечественных производителей. Немаловажно и то, что автозаводы весной скорректировали свою ценовую политику в сторону снижения. В результате, к примеру, объемы производства на СП «GM-АвтоВАЗ» выросли во втором квартале на 18% (по сравнению с 8% роста в первом квартале).

В дальнейшем эксперты ожидают сохранение позитивной динамики рынка. Уверены в сохранении своих позиций и на «АвтоВАЗе». «Последние месяцы, — отмечает представитель дирекции по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ» Елена Чернова, — продажи идут даже с превышением прогнозов наших маркетологов. В июне, например, они на 10% превысили аналогичный показатель прошлого года. Сейчас можно уверенно сказать, что объем продаж на внутреннем рынке в 2005 году будет на уровне прошлого года.

Заинтересовать потребителя автозавод надеется и выводом на рынок обновленной продукции. В конце июля на «АвтоВАЗе» будет выпущена вторая пилотная партия хэтчбека LADA Kalina (производство седана стартовало в ноябре прошлого года). Первая партия, выпущенная в мае, уже испытывается управлением дорожных испытаний и доводки автомобилей НТЦ «АвтоВАЗа». Затем предстоит внедрение на главном конвейере установочной партии модели. В конце месяца начнутся продажи новой мелкосерийной модели LADA 112 с двигателем 1,8 от дочернего предприятия «АвтоВАЗа» — тольяттинской компании «Супер-Авто».

Алексей ПОТОМИН

Время новостей

N°124

13 июля 2005

Время новостей

*